Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман Лермонтова «Герой нашего времени»?


Отличительной особенностью романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» является то, что сюжет не совпадает с фабулой, то есть главы расположены не в хронологическом порядке. Так почему завершает весь роман именно глава «Фаталист»?

Если в главах, композиционно предшествующих «Фаталиста», продемонстрированы поединки Печорина с горцами, контрабандистами и светским обществом, то в главе «Фаталист» показан главный поединок Печорина: поединок с самой судьбой.

Тема судьбы, поднятая в финале произведения, заставляет читателя обратить внимание на рассуждения Печорина, описанные в предыдущих главах: «Неужели мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды?»; «Зачем я жил? Для какой цели родился? <…>». Тема судьбы, заявленная еще в предыдущих главах, раскрывается наиболее ярко в главе «Фаталист».

В данной главе поднимается важный философский вопрос: существует ли предопределение или человек сам строит свою жизнь? Данным философским вопросом задавались на протяжении всего существования человечества, в особенности этим вопросом задавались современники М.Ю. Лермонтова. Автор обращает особое внимание на данный вопрос, помещая его в конце романа.


Глава «Фаталист» подчеркивает некую социальную предопределенность в условиях николаевской действительности: лучшие умы 30-х гг. XIX века не могли найти свое место в жизни и реализовать свои лучшие качества. М.Ю. Лермонтов подчеркнул обусловленность рождения «героя нашего времени» Печорина эпохой.

Однако автор не призывал мириться с существующим положением дел. М.Ю. Лермонтову было важно подчеркнуть мысль о необходимости действовать. Демонстрируя, что Печорин не отрицает предопределение, но и не становится фаталистом, подвергая сомнению все вокруг, автор выражает мысль о том, что даже если предопределение существует, человек не должен подчиняться ему, он должен сделать все от него зависящее, чтобы самостоятельно построить личную и общественную жизнь, ни в коем случае не опуская руки и не склоняя головы перед судьбой. Обращая внимание на тему рока и судьбы, писатель порицает пассивное и поощряет действенное отношение к окружающему миру.

Если в композиционно предшествующих «Фаталиста» главах подчеркивается противоречивость характера Печорина, то в «Фаталисте» в основном продемонстрированы сильные стороны личности Печорина. Если в композиционно предшествующих «Фаталиста» главах показано, что Печорин, вмешиваясь в жизни окружающих людей, делает их несчастными, то в «Фаталисте» продемонстрировано, что Печорин приносит окружающим людям благо, когда ловит пьяного казака-убийцу.

Если бы роман завершала глава «Максим Максимыч», которая хронологически является последней, у читателя бы осталось неверное финальное представление о Печорине, поскольку в главе «Максим Максимыч» образ Печорина раскрывается через восприятие Максима Максимыча, который обиделся на Печорина. М.Ю. Лермонтову было важно подчеркнуть противоречивый характер Печорина, показать, что он обладал не только отрицательными, но и положительными чертами, которые наиболее ярко отражены как раз в главе «Фаталист».

До прочтения главы «Фаталист» читатель уже знает финал жизни Печорина, автор почти в начале романа «убивает» своего героя. Подчеркивая сильные стороны Печорина в финале романа, М.Ю. Лермонтов указывает на то, что в трагической судьбе Печорина виновата не только эпоха, но и он сам, поскольку он не смог преодолеть пассивность, приобрести активное отношение к собственной и общественной жизни, найти применение своим лучшим качествам. М.Ю. Лермонтов подчеркивает, что жизнь Печорина могла сложиться совершенно по-другому, если бы он начал действовать, если бы он не стал растрачивать свои лучшие черты на пустяки.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лермонтов постоянно меняет рассказчиков в романе «Герой нашего времени»?
  • Почему роман Лермонтова «Герой нашего времени» состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?
  • Сравнительная характеристика Печорина и Мцыри
  • Сравнительная характеристика Печорина и Чацкого