Почему Кулигин не вступает в открытый конфликт с «тёмным царством» города Калинова?
Главный конфликт в пьесе Островского «Гроза» состоит в противостоянии старого и нового миров. Место действия – некий городок Калинов (придуманный автором), в котором властвует купеческое сословие. Люди привыкли жить за высокими заборами, скрывая за ними домашнюю тиранию. Важно лишь одно – внешняя добродетель.
Главным олицетворением старых порядков, самодурства и деспотизма является купчиха Кабаниха. Ее в городе все уважают, а на деле – боятся. Она подчинила себе даже свою семью. Поэтому когда в ее дом вошла невестка со свободолюбивым характером, - она возненавидела ее. Катерина не привыкла к угнетению воли, поэтому пытается противостоять попыткам Кабанихи сделать из нее игрушку. Но молодой женщине сложно бороться, ведь у нее нет поддержки.
Неужели писатель не ввел ни одного персонажа, близкого по духу Катерине? На самом деле таковой есть – это механик Кулигин. Он, как и Катерина, видит несправедливость порядков в городе, но в отличие от нее, не вступает в открытый конфликт. Почему же так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит изучить его образ.
Кулигин – мещанин лет пятидесяти, которого уже часто называют стариком. Однако именно старик понимает, что старые порядки изжили себя. Он мечтает изменить город к лучшему и даже предлагает установить солнечные часы и громоотвод. Однако все его предложения не находят позитивного отклика у городской власти, так как они не сулят им наживы.
Кулигин умеет видеть и ценить красоту: он восхищается русской природой, особенно водами Волги. В душе он романтик, который не находит понимания у других.
Героя нельзя назвать трусом, но и смельчаком тоже. Он критикует порядки в обществе, но при этом боится, чтобы за откровенные слова его не съели живьем. Мужчина ощущает себя маленьким человеком, который хочет, но не может что-то изменить. Поэтому он и не решается вступить в открытый конфликт с ханжеским обществом. И только поступок Катерины дает ему в финале решимость высказать все Кабанихе.
Образ Кулигина – это обобщенный образ образованной, но бездеятельной части населения. Он мечтатель, но не революционер. Кулигин не может стать лучом света в темном царстве, потому что не знает, как побороть тьму. Он идеалист, не умеющий понять, что все его правильные слова не могут найти отклика в ханжеской среде. В разговоре с Диким Кулигин пытается доказать важность нововведений в городе, но даже не пытается посмотреть на вещи с точки зрения собеседника.
Герой понимает свою беспомощность и надеется только на чудо – изобрести вечный двигатель и получить за это миллион. Но это всего лишь мечты. На деле он просто смирился с законами своего города.
Кулигин похож на Катерину, но не может, в отличие от нее, вступить в открытый конфликт с обществом, в котором живет и к которому уже давно привык.