Почему Лермонтов постоянно меняет рассказчиков в романе «Герой нашего времени»?


Одной из композиционных особенностей написанного М.Ю. Лермонтовым романа «Герой нашего времени» является смена рассказчиков. В композиционно первой части рассказ о жизни Печорина ведется от лица Максима Максимыча, в композиционно второй части повествование ведется от лица странствующего рассказчика, который лично видит Печорина и становится наблюдателем его беседы с Максимом Максимычем, в композиционно последующих главах повествование ведется от лица самого Печорина. Почему же М.Ю. Лермонтов постоянно меняет рассказчиков?

Смена рассказчиков связана с авторским замыслом продемонстрировать «историю души человеческой». Три рассказчика позволяют наиболее глубоко и широко раскрыть образ Григория Александровича. Смена рассказчиков помогает автору раскрыть образ с разных сторон, продемонстрировать не только его недостатки, но и достоинства. Противоречивый характер Григория Александровича невозможно увидеть глазами одного из рассказчиков, только совокупность голосов позволяет увидеть неоднозначность образа Печорина.

То, что в первой части рассказчиком является Максим Максимычем, а во второй – офицер, сделано М.Ю. Лермонтовым неслучайно. Сначала образ Печорина раскрывается через восприятие других людей, во многом не понимающих центрального персонажа.


Только в главах, входящих в «Журнал Печорина», где повествование ведется от лица самого Печорина, внутренний мир главного героя раскрывается более подробно. Печорин сам раскрывает свои «слабости и пороки», он не только действует, но и оценивает свои поступки.

Смена рассказчиков позволяет автору романа перейти от субъективного к объективному. Несмотря на то что Максим Максимыч жил и служил с Григорием Александровичем и считает его настоящим другом, он не способен полностью понять причины его поступков. Рассказчик-офицер, который впервые видит Печорина, зная о нем только со слов Максима Максимыча, тоже не может быть объективным. Субъективность сменяется объективностью только тогда, когда о себе начинает рассказывать сам Печорин. «Журнал Печорина» является своеобразной исповедью.

Смена рассказчиков помогает не только раскрыть образ Печорина постепенно, но и подчеркнуть его противоречивость. В главе «Бэла» показано, как Печорин похищает Бэлу, а через 4 месяца становится холоден к ней, Максим Максимыч удивляется смеху Печорина после гибели Бэлы. В «Максиме Максимыче» Печорин кажется настоящим эгоистом, который равнодушно отнесся к Максиму Максимычу, считавшего его своим другом. Главы с субъективными рассказчиками демонстрируют Печорина больше как отрицательного персонажа, а входящие в «Журнал Печорина» главы, носящие исповедальный характер, помогают увидеть не только отрицательные черты Печорина, но и его сильные стороны, подтверждающие трагичность Печорина. Повествование от лица самого Печорина позволяет увидеть причины его поступков, наиболее точно рассмотреть его внутренний мир. Смена субъективного объективным является особенностью психологического раскрытия образа центрального персонажа.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему роман Лермонтова «Герой нашего времени» состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?
  • Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман Лермонтова «Герой нашего времени»?
  • Сравнительная характеристика Печорина и Мцыри
  • Сравнительная характеристика Печорина и Чацкого