Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)


Александр Сергеевич Грибоедов на страницах своей новаторской пьесы «Горе от ума» представил вниманию читателей конфликт фамусовского общества, свято чтившего и хранившего традиции и обычаи уходящего века, и прогрессивно настроенного молодого человека, Александра Андреевича Чацкого.

Этот молодой человек олицетворяет собой наступление нового времени, нового века. Ведь и время наступает совершенно иное: закончилась Отечественная война, стали появляться различные тайные общества и политические кружки, русский народ, наконец-то осознал свою особенность и силу.

Чацкий – это человек новой формации, по взглядам и убеждениям и по своему поведению он декабрист.

Александр Андреевич – сын друга Фамусова. Оставшись без отца, Чацкий воспитывался в доме московского дворянина вместе с его дочерью Софьей, как было принято в то время, под чутким руководством иностранных учителей.

Комедия не дает четкого представления о том, где дальше обучался молодой человек. Мы знаем, что он отлично пишет и переводит, был за границей на военной службе. Можно предположить, что в составе русской армии. Хотя прямо об этом Грибоедов не говорит.


Нахождение за пределами родной страны во многом обогатило молодого человека, наполнило его новыми знаниями и впечатлениями, вот только поклонником иностранного он так и не стал. Он патриот, в нем сильно чувство национального достоинства, и Чацкий не понимает и не принимает взглядов фамусовского общества, во всем преклоняющегося Европе.

Три года Александр Андреевич странствовал. Возвратясь в Москву, он хотел найти в ней изменения, но их не было. Вокруг царствовала все та же пустота и пошлость. Господство чинов и денег, нравственное угнетение, подавление личности – вот что нашел здесь Чацкий. От чего уехал, к тому и вернулся.

Чацкий – человек с характером, он борец, четко идущий к намеченной цели и отстаивающий идеи. Его столкновение с дворянским обществом дома Фамусова неизбежно. Поначалу оно едва заметно, затем же набирает обороты и становится резким и ожесточенным. Этот конфликт осложнен еще и личной драмой героя – Чацкий потерял всякую надежду обрести счастье с возлюбленной Софьей. Ей нужен другой человек – скромный и во всем соглашающийся Молчалин. Поняв это, Чацкий становится еще более резок и груб в своих перепалках с фамусовским обществом.

Конечно, без этого героя не могло быть комедии. Фигура этого персонажа и определяет весь конфликт. В обществе, таком слаженном и понятном, появляются новые люди, личности с четкими взглядами и убеждениями, которые не будут прислуживаться, изворачиваться и лгать. И уже не может быть так, как было раньше. Эти люди неизбежно будут против того, что происходит в обществе. Они станут бороться с прежними порядками, давно себя изжившими. Старое должно отойти в сторону, оно себя изжило. И как бы ни противилось этому московское общество, как бы ни пыталось выставить Чацкого сумасшедшим, механизм запущен, его не остановить. А это столкновение послужило катализатором.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Женские образы в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • «Век нынешний» и «век «минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
  • Роль монологов Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»