Почему Печорин и Вернер не стали друзьями? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)


Центральный персонаж лермонтовского романа «Герой нашего времени» Печорин состоит в довольно доверительных отношениях с Вернером. Возникает вопрос: почему же они не стали друзьями?

Ответ на данный вопрос кроется в мировоззрении Печорина. Размышляя относительно дружбы, Печорин отмечал, что он не способен к дружбе, поскольку «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается». Печорин не хотел становиться ничьим рабом, признаваясь, что рабом он быть не просто не хотел, а не мог, и не хотел управлять кем-то, кроме себя.

Несмотря на то что между героями было много общих тем, Вернер не способен был полностью понять Печорина со всеми его неоднозначностями и противоречиями. Печорин, будучи «лишним человеком», был не понят окружающими людьми, даже в кругу людей он оставался одиноким, его не мог понять ни приятель Вернер, ни даже сам Печорин.

Печорин в своих дневниковых записях много раз признается в том, что он не способен чем-то жертвовать ради других людей, а дружба предполагает жертвы ради своего друга. Печорин, наблюдая за Вернером и сравнивая его с собой, отмечает, что они оба были равнодушными ко всему, кроме себя. Оба персонажа были эгоистами по своей природе. Они не хотели брать на себя ответственность за других людей, что предполагает дружба.

После дуэли Вернер прощается с Печориным не лично, а с помощью записки. Вероятно, Вернер боится, что он может быть втянут в разбирательства по поводу дуэли. М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что Вернер не поддерживает Печорина после дуэли, будучи его секундантом и приятелем, а прощается с ним, отказываясь нести какую-либо ответственность за совершившееся. Фраза Вернера «вы можете спать спокойно… если можете…» и вовсе звучит как упрек Печорину за то, что он убил Грушницкого.


Эпизод дуэли между Печориным и Грушницким подчеркивает эгоизм Вернера, который стал одной из причин невозможности существования дружбы между Печориным и Вернером. Доктор фактически оставил Печорина перед судом совести в полном одиночестве, без какой-либо поддержки.

После последней встречи с Вернером Печорин рассуждает о том, что тот «знал заранее все дурные стороны поступка, помогал, советовал, даже одобрял его, видя невозможность другого средства», а потом «умыл руки и отвернулся». Поступок Вернера Печорин расценил как предательство.

М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что одной из причин невозможности дружбы становится то, что оба персонажа не способны по-настоящему дружить. Ни для Печорина, ни для Вернера дружеские отношения не были жизненной необходимостью, они спокойно могли существовать и без них. Можно сказать, что герои сходятся только из-за присущей обоим скуки.

Эгоистичные и неравнодушные только к самим себе Печорин и Вернер так и не смогли стать друзьями, и М.Ю. Лермонтову было важно показать, что на основе эгоизма и равнодушия дружба возникнуть не может.

М.Ю. Лермонтов не награждает Печорина настоящим другом, чтобы показать его полное одиночество, непонятость окружающими людьми, чтобы подчеркнуть, что он является «лишним человеком».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблематика романа Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Почему Печорин «лишний человек»? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • История души человеческой в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Отзыв о романе Лермонтова «Герой нашего времени»