Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной повести?


Центральными персонажами гоголевской повести «Невский проспект» являются Пискарев и Пирогов. Данные персонажи являются полными противоположностями друг другу, поэтому возникает вопрос: «Почему Пискарев и Пирогов оказались героями одной повести?».

Но как раз-таки то, что Пискарев и Пирогов являются героями-антиподами, и становится идейным центром всей гоголевской повести. Ответом на поставленный выше вопрос могут послужить слова литературного критика В.Г. Белинского: «Пискарев и Пирогов – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследование своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований!». В.Г. Белинский подчеркивает, что передать весь смысл повести помогает тот самый контраст, создаваемый образами Пирогова и Пискарева.

Действительно, начало истории Пискарева и начало истории Пирогова совпадает. Оба героя идут по Невскому проспекту и видят привлекательных девушек, после чего Пискарев идет за брюнеткой, а Пирогов – за блондинкой. Финал повести, когда повествователь рассуждает о сущности Невского проспекта, также объединяет образы центральных персонажей, так как они оба оказались обманутыми девушками, увидев их на проспекте, где «все обман».


Н.В. Гоголь показывает, что два персонажа оказываются в одинаковом положении. Пискареву и Пирогову понравились девушки. Однако Пискарев действительно испытывал к незнакомке какие-то чувства, а Пироговым руководили пошлость и разврат.

В повести показано, что Пискарев и Пирогов по-разному смотрят на мир. Пирогов привык из любой ситуации, которая происходит в его жизни, находить выгоду. Он привык жить в соответствии с низшими порывами души и не привык мечтать и думать о чем-то возвышенном. Пискарев, наоборот, стремится к изменению общества и всего мира к лучшему. Он живет в соответствии с возвышенными мечтами, все больше и больше питаясь созданными в сознании иллюзиями.

Пискарев и Пирогов совершенно по-разному реагируют на произошедшее в их жизни. Если Пирогов равнодушно относится к тому, что ему не удалось добиться блондинки, то Пискарев не может выдержать одну только мысль о том, что он не сможет быть счастлив рядом со своей возлюбленной. Съев пирожки, Пирогов забывает о случившейся ситуации и продолжает жить, как прежде. Пискарев, который не в силах жить в реальном мире, совершает самоубийство. Н.В. Гоголь показывает, что разные характеры и разное отношение к жизни приводят людей к разным результатам и последствиям. Комичность Пирогова диаметрально противоположна трагичности Пискарева. История Пирогова становится настоящим анекдотом, а история Пискарева – настоящей трагедией.

Анализируя данные образы, оказывается очевидным ответ на поставленный выше вопрос. Если бы Н.В. Гоголь описывал бы только историю Пискарева или только историю Пирогова, то смысл был бы понят неправильно. Автор повести, без сомнения, не идеализирует Пирогова, но он не идеализирует и Пискарева, который путал иллюзии и реальность. Демонстрируя противоположные образы, Н.В. Гоголь хотел показать, что не нужно бросаться из крайности в крайность, нужно стремиться найти гармонию и единство между собственными мечтами и реальной жизнью. В противном случае жизнь человека будет либо такой же пустой и комичной, как у Пирогова, либо же жизнь приобретет такой же трагический характер, как у Пискарева.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мое отношение к Пискареву? (по повести Гоголя «Невский проспект»)
  • Мое отношение к Пирогову? (по повести Гоголя «Невский проспект»)
  • «О, не верьте этому Невскому проспекту» (по повести Гоголя «Невский проспект»)
  • Гоголь – гражданин жизни действительной (по повести Гоголя «Невский проспект»)