Почему роман «Дворянское гнездо» оказался поводом для размолвки между Тургеневым и Гончаровым?


И.С. Тургенев и И.А. Гончаров познакомились в середине 1840-х годов. Они оба были членами литературного кружка В.Г. Белинского, печатались в «Современнике». После этого время ненадолго развело их: Тургенев уехал за границу, Гончаров в кругосветное путешествие. Вернувшись в Петербург, они возобновили знакомство. Между писателями установились дружеские отношения, они делились друг с другом замыслами новых произведений, что и послужило в дальнейшем причиной конфликта.

Гончаров поделился с Тургеневым планом романа «Обрыв», героем которого должен был стать разочаровавшийся в жизни художник, приехавший в глубинку за вдохновением. Вскоре Тургенев написал произведение «Дворянское гнездо». После издания романа знакомые, знавшие о сюжете «Обрыва» стали намекать Гончарову, что некоторые фрагменты нового романа Тургенева напоминают его неоконченное произведение.

Гончаров обвинил Тургенева в плагиате, говоря, что «Дворянское гнездо» – это «сжатый, но довольно полный очерк «Обрыва». Он служил цензором, привык вычитываться внимательно в произведения разных авторов, иногда, возможно, видел в них то, чего не было. Можно считать, что найденные совпадения являются издержками профессии Гончарова. Еще, вероятно, Иван Александрович переживал, что его произведение выйдет позже, и читатели посчитают, что он вдохновился романом Тургенева. Сыграл роль и характер Гончарова, писатель был мнителен и многое воспринимал слишком болезненно.


Сначала вопрос о плагиате писатели пытались сами уладить, обменивались письмами, в которых Гончаров язвительно намекал Тургеневу на его непорядочность. В конце концов, Иван Сергеевич, огорченный ползущими в литературных кругах слухами, потребовал провести третейский суд, который состоялся в марте 1860 года. Присутствовавшие на нем А.В. Дружинин, А.В. Никитенко, П.В. Анненков, С.С. Дудышкин отклонили обвинения Гончарова.

Примирение писателей состоялось только четыре года спустя. Тургенев, будучи добрым, порядочным человеком, называл обвинения в плагиате недоразумением. Он очень обрадовался возобновлению дружеских отношений с Гончаровым. К сожалению, перемирие длилось недолго, Иван Александрович не расстался со своими мыслями о сходстве произведений.

Об этой истории Гончаров рассказал в неизданном произведении, которое в противовес «Обыкновенной истории» назвал «Необыкновенная история». В нем он изложил все свои обвинения в адрес Тургенева. К тому времени отношения между писателями окончательно расстроились. Гончаров находил совпадения даже у зарубежных авторов, которым часто бывающий за границей Тургенев, по его мнению, подсказал сюжеты. Это уже было похоже на манию, высокое самомнение писателя сыграло с ним злую шутку. Обвиняя Тургенева, Гончаров все же признавал уникальные способности писателя, его талант и художественный дар.

Мне думается, что Гончаров был слишком зависим от чужого мнения, а у Тургенева были недоброжелатели, которые настроили против него Ивана Александровича. Каждый из этих мастеров слова необыкновенно талантлив и самобытен. Они писали о жизни, о том, что их окружало, были современниками, возможно, какие-то детали оказались похожи, но не настолько, чтобы обвинять в плагиате. Можно отметить также близость эстетических принципов этих авторов, но все же художественное изображение действительности у каждого из них свое.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Прототип Лаврецкого из романа Тургенева «Дворянское гнездо»
  • Смысл названия романа Тургенева «Дворянское гнездо»
  • История рода Лаврецких (по роману Тургенева «Дворянское гнездо»)
  • Пейзаж и его роль в романе Тургенева «Дворянское гнездо»