Почему роман Лермонтова «Герой нашего времени» состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей?


Одной из композиционных особенностей лермонтовского «Героя нашего времени» является то, что роман состоит не из глав, а из пяти отдельных законченных повестей, каждая из которых имеет собственное название: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». Сам писатель так определял жанр своего произведения: «цепь повестей». Почему же автор выбирает такой композиционный прием?

Все повести имеют собственный сюжет, каждая из них посвящена конкретному периоду жизни Печорина, раскрывает определенное событие из его жизни. Каждая повесть имеет завязку, развитие действий, кульминацию и развязку, все повести являются законченными произведениями, в которых есть начало и финал. Каждая повесть имеет собственную систему образов, большинство персонажей романа появляются только в одной из пяти повестей. Повести имеют жанровые особенности, каждая из них отличается от других своей формой.

Хотя роман и составлен из отдельных повестей, он является цельным произведением. Образ Печорина является центральным элементом романа, связывающим все повести между собой. Несмотря на наличие в каждой повести собственного сюжета, роман содержит общий внутренний сюжет: раскрытие образа Печорина.


То, что М.Ю. Лермонтов помещает в роман не главы, а отдельные повести, говорит о желании автора сделать части романа независимыми друг от друга. Эта независимость во многом связана с такой композиционной особенностью романа, как нарушение хронологического порядка частей. Если бы части «Героя нашего времени» не были бы законченными произведениями и располагались бы не в соответствии с хронологией событий, то писателю не удалось бы раскрыть образ Печорина в полном объеме. Законченные повести помогают раскрыть образ центрального персонажа с разных сторон, показать как его отрицательные, так и его положительные черты.

Использование отдельных законченных повестей в романе связано с желанием автора психологически раскрыть образ Печорина. М.Ю. Лермонтову было важно показать «историю души человеческой». Причем три повести, входящие в «Журнал Печорина», являются «следствием наблюдений ума зрелого над самим собою». В романе, состоящем из отдельных повестей, отсутствует единая сюжетная линия, что помогает М.Ю. Лермонтову обратить читательское внимание на то, что в произведении главным является не сюжет, а внутренний мир центрального персонажа.

Разные формы произведений, разные места действия, персонажи и сюжеты, описанные в отдельных повестях, помогают М.Ю. Лермонтову продемонстрировать существующие противоречия характера Печорина. Автору важно было показать Печорина в разных жизненных ситуациях, показать его во взаимодействии с разными людьми. В каждой повести Печорин имеет мелкие цели, М.Ю. Лермонтов демонстрирует, что в целом у главного героя нет высокой цели в жизни. Только система повестей помогает раскрыть противоречивую, двойственную натуру «героя времени».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Лермонтов постоянно меняет рассказчиков в романе «Герой нашего времени»?
  • Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман Лермонтова «Герой нашего времени»?
  • Сравнительная характеристика Печорина и Мцыри
  • Сравнительная характеристика Печорина и Чацкого