Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Толстого «Юность»


Л.Н. Толстой задумал свою автобиографическую трилогию с целью показать взросление человека, становление личности. Произведение состоит из трех повестей, которые последовательно показывают изменение героя, его внутреннего мира. Через внутренний диалог Николеньки Иртеньева читатель видит его искания, мечты, поиск нравственных ценностей.

Герой не сразу приходит к пониманию важных вещей, нередко выдвигая на первый план то, что не является на самом деле ценным. В завершающей третьей части «Юность» шестнадцатилетний Николай уже более ответственно и обдуманно подходит к своим действиям, но все равно совершает ошибки, выдвигает ошибочные теории, ищет истину. Он знакомится с ничего не значащими людьми и следует их принципам.

Некоторые главы целиком раскрывают подмену настоящих ценностей. Например в ««Comme il faut» герой пока еще не осознает, какого человека можно считать идеалом. На первое место Николенька ставит внешние качества: умеет ли человек говорить по-французски, ухоженные ли у него ногти, умеет ли он танцевать и кланяться, чистые ли носит сапоги. И совсем не обращает внимание на то, каков человек внутренне, есть ли у него душа. Мнимые ценности — напыщенность, блеск, богатство, равнодушие и гордость заменяют милосердие, простоту, бескорыстие. Только спустя годы, уже в зрелом возрасте, автор жалеет о потраченном золотом времени, когда стремился освоить «науку кланяться».


Сомнения в правильности своих размышлений посещают Иртеньева в главе «Новые товарищи». Зухин и другие студенты оказываются совсем не «комильфо». В их комнатах беспорядок, одеты они небрежно. Особенно Николай раздражается от вида их ног и обгрызенных ногтей. Но герой не может просто уйти от них, его тянет к этим людям. Оказывается, студент Зухин отлично читает, вызывая внимание и восторг Николеньки, не думает о себе, его ум постоянно в работе, а лицо очень выразительно. Другие студенты также отличались своими знаниями. Для них Пушкин и Жуковский были литературой, а не просто книжками для детского чтения. Молодые люди отлично разбирались в литературе и музыке, играли на многих музыкальных инструментах, знали не только французский, но и другие языки.

Но самое главное — это общение. Они разговаривали грубо и просто, но всегда следили за своими словами, боясь ненароком оскорбить кого-то неосторожной фразой, заботились о других людях.

В последней главе «Я проваливаюсь» герой подводит итог своего ложного представления о нравственных ценностях. Николай не сдает переводные экзамены. Это стало своего рода экзаменом его теории самосовершенствования и крушения идеалов. Он понимает, что все прежние размышления, философские идеи оказались неправильными. И теперь нужно менять свои представления о жизни.

Таким образом, Николенька Иртеньев, стремясь к самосовершенствованию и самопознанию, научился отличать подлинные нравственные ценности, которые в первую очередь должны быть у человека. Это добро, милосердие и забота.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ повести Толстого «Юность»
  • Тема человека-комильфо в повести Толстого «Юность»
  • Процесс умственного и нравственного развития человека в повести Толстого «Юность»
  • Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева (по повести Толстого «Юность»)