«Подводное течение» в пьесе Чехова «Вишневый сад»


В.И. Немирович-Данченко, анализируя пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад», говорил о наличии в произведении «подводного течения». Такое театральное определение схоже с литературными определениями подтекста или второго плана. А.П. Чехов хотел, чтобы читатели обращали внимание на скрытый смысл слов и действий персонажей.

В «Вишневом саде» часто персонажи думают не о том, о чем говорят, и чувствуют не то, о чем говорят. А.П. Чехов показывает, что не всегда слова героев можно воспринимать как истину того, о чем они думают. В пьесе выражена мысль о том, что человека нужно судить не по его словам, а по его мыслям.

Любовь Андреевна Раневская, которая привыкла к роскошной жизни, рассуждает о том, что разорение является для нее своеобразным наказанием за все ее грехи. К грехам она причисляет то, что она «всегда сорила деньгами без удержу, как сумасшедшая», то, что она полюбила другого человека после смерти мужа, то, что она уехала за границу, оставив юную Аню дома. Казалось бы, Раневская осознает свои грехи, она готова меняться. Однако на самом деле героиня не думает о том, о чем она говорит. Размышления Раневской о грехах и наказании прерывается следующей фразой: «Словно где-то музыка». Именно в этой фразе Раневская настоящая. Героиня не готова отказываться от прежней жизни, она думает о том, как бы пригласить местный оркестр, чтобы «устроить вечерок», совершенно не думая о том, что у нее нет на это денежных средств. А.П. Чехов показывает, что Раневская только на словах признала ошибки и раскаялась, в мыслях она об этом даже не думает, все еще надеясь на то, что отсутствие средств временно, что она и дальше будет жить привычным образом жизни.


«Подводное течение» особо ярко наблюдается в словах Лопахина. После покупки имения с вишневым садом он в разговоре с Раневской говорит о том, что он готов прямо сейчас сделать Варе предложение. Однако между Лопахиным и Варей так и не происходит объяснения, Лопахин так и не предлагает Варе стать его женой, о чем она думала уже несколько лет. Это говорит о том, что слова Лопахина о предложении Вари не сливались воедино с его мыслями, на самом деле он не хотел связывать свою жизнь с Варей, понимая, что они совершенно разные люди.

Петя Трофимов словами похож на революционера. Он утверждает, что для лучшего будущего «надо работать», говоря о большинстве представителей интеллигенции, он отмечает, что они «прислуге говорят «ты», с мужиками обращаются как с животными, учатся плохо, серьезно ничего не читают, ровно ничего не делают, о науках только говорят, в искусстве понимают мало». Говоря о «них», Трофимов не включает себя в число таких людей, представляя себя как человека прогрессивного, не понимая при этом, что все данные другим людям характеристики присущи и ему.

Кроме того, А. П. Чехов показывает, что все персонажи находятся под контролем собственных размышлений, они глухи и равнодушны к проблемам окружающих людей, они лишены способности к взаимопониманию. В разговорах с другими людьми каждый из персонажей пытается держаться единой темы разговора, при этом думая лишь о своем. В пьесе показано, что герои слушают, но не слышат друг друга.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Как соотнесены в пьесе Чехова «Вишневый сад» внешний и внутренний сюжеты?
  • В чем заключается своеобразие чеховских диалогов? (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)
  • Женские характеры в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Жизнь и сад (по пьесе Чехова «Вишневый сад»)