Поединок двух всадников (по поэме Пушкина «Медный всадник»)


«Медный всадник» - великое, полное загадок произведение, которое и до настоящей поры занимает особое место в русской литературе. Александр Сергеевич Пушкин создал поэму очень быстро, буквально за три недели, но насколько она масштабна по заложенной идее, что неизменно восхищает читателей.

На страницах произведения мы видим одного всадника, причем отлитого из бронзы, тогда о чем говорят критики, когда рассуждают о поединке двух всадников. Все дело в том, что автор столкнул две идеи, две правды, именно они находятся в постоянной борьбе между собой. И сейчас мы более подробно проанализируем этот вопрос.

В поэме два противоположных героя – бедный петербуржец Евгений и император Петр I. Следует сразу отметить тот факт, что первый - обычный служащий, который передвигается исключительно пешком. Второй же сначала представлен как сам государь, в задумчивости стоящий на берегу Невы. И в этом образе он хоть немного близок молодому человеку. Потом же – Медный всадник, памятник, поставленный перед Исаакиевским собором. И здесь император уже очень далек от народа, он бездушен и жесток, ему нет дела до его бед. И именно этот поединок двух противоположностей показывает Александр Сергеевич.


Евгений, бедный служащий, который не боится трудностей, мечтает о долгой и счастливой жизни с возлюбленной Парашей. Обрушившееся на город стихийное бедствие лишает его всего: надежд, планов. Он буквально раздавлен. Рассудок юноши затуманен, он будто в бреду скитается по Петербургу и не может найти себе места. И вдруг на его пути возникает памятник. С высоты на город смотрит Петр I. Евгений понимает: так вот кто виновник всех бед. Да, тот, кто заложил на этом месте город. В припадке гнева молодой человек выкрикивает обвинительные слова. Бронзовый царь разгневан. Как же посмел простой служащий так обращаться к государю? Евгений понимает, что совершил опрометчивый поступок и пускается наутек. Но не тут-то было: всадник его преследует. За спиной слышится звонкое топанье по мостовой. Всю ночь, куда бы ни направлялся молодой человек, медная скульптура следовала за ним по пятам, вселяя ужас.

Силы, конечно, не равны. Евгений уже изначально обречен на поражение, ведь он всего лишь маленький винтик в большой государственной системе. Кому есть дело до того, что с ним произошло? Ответ прост: никому. Юноша остается один на один со своими бедами. Обрести былое счастье уже не получится. Молодой человек понимает, что сражаться не имеет смысла. Проходя мимо памятника, он в смущении отводит глаза и снимает с головы потертый свой картуз. Сердце гулко бьется в груди. И юноша прижимает к нему руку, чтобы хоть немного успокоить волнение. Все напрасно: грозный царь не снизойдет до него, «маленького человека». Значение отдельной личности в общественном строе ничтожно.

Так вот о каком поединке ведет речь на страницах своей поэмы Александр Пушкин. Поединке, в котором выступают заведомо неравные противники. Поэтому его исход уже заранее предопределен.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему поэма Пушкина названа «Медный всадник»?
  • Идея и средства её выражения в поэме Пушкина «Медный всадник»
  • Почему Медный всадник преследует Евгения? (по поэме Пушкина «Медный всадник»)
  • Человек и история в поэме Пушкина «Медный всадник»