Поиск новых поэтических форм в лирике Северянина


Большинство поэтов знаменитого в литературе Серебряного века озадачивались поиском новых лирических форм. Не был в стороне и русский поэт Игорь Северянин. Этот автор прошел извилистый путь к литературным вершинам: от непринятия и осуждения к славе «короля поэтов». То, что Северянин не всегда был понятен, можно объяснить его творческой манерой – новыми необычными формами выражения поэтического «Я». Также негодование коллег вызывало и чрезмерное самодовольство Северянина. В своих произведениях он часто величал себя гением. Но это скорее была игра автора со своими читателями. Северянин стал основателем группы эгофутуристов. Это своеобразное ответвление от литературного течения футуризм. Под эго подразумевалось лирическое Я автора. Эгофутуристам приписывалась рафинированность описываемых ощущений и показная любовь к себе.

В понимании стихов данного русского поэта большое значение имеет звук. Он считал словесный и звуковой аспект нераздельными в своем творчестве. Северянин не просто писал стихи, он часто их декламировал, справедливо полагая, что так сможет сильнее воздействовать на аудиторию. Своим произведениям он придавал особого звучания при помощи аллитерации и ассонанса. Намеренное нагнетание одних и тех же звуков создавало нужный поэтический образ. Изучение «звукотворчества» автора ведет к постижению его сложного, но захватывающего художественного мира. Северянин считал, что синтез слова, звука и даже запаха вносит в мир поэзии настоящую осязаемость.


Также результатом поиска новых лирических форм поэта стали авторские неологизмы. Даже своей славе он выдумал название – «повсеградная». Другие футуристы тоже прибегали к неологизмам, но часто, по мнению Северянина, злоупотребляли ими либо использовали отвратные словоформы. А вот наш поэт любил изысканность во всем, поэтому его неологизмы отличаются особым изыском, который вовлекает читателя в необычный чарующий мир автора.

Новаторство Северянина неотъемлемо связано с городскими мотивами. Он подобно другим футуристам признавал достижения науки в области техники, старался жить в ритме нового времени, но его урбанизм был скорее показным и носил легкий оттенок элегантности и комфорта.

Почему же поэт так стремился к новым способам творческого самовыражения? Своею необычной по звучанию лирикой, средствами поэтической игры он противостоял скуке реальной жизни. Этим Игорь Северянин схож с Владимиром Маяковским, который тоже любил бросать вызов традициям.

Северянин в своих стихах создал интригующий образ мистика, бледноликого с отрешенным взглядом. Но не так однозначен его герой – истинность переживаний сочетается с наигранностью. Есть два мира существования лирического «Я» автора. Первый – приземленный мир роскоши, пошлой светской жизни, любовных интриг. Второй мир очень отличается от антуражного первого в первую очередь своей природностью. Вот он и являет собой настоящую ценность. В нем герой словно срывает с себя маску и становится настоящим, больше не играющим в никакие игры.

Серебряный век в литературе обозначен большим количеством талантливых поэтов. Один из них – Игорь Северянин, самоназванный гений и признанный «король поэтов».




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ стихотворения Северянина «Не завидуй другу»
  • Анализ стихотворения Северянина «Увертюра»