«Помощь мельника Панкрата» (анализ эпизода сказки Паустовского «Тёплый хлеб»)


В сказке К. Паустовского «Теплый хлеб» читатель несколько раз встречается с мельником Панкратом. Сначала мы узнаем, что это сердитый старик, который своим видом пугал ребят. Поэтому несколько удивляет то, что бабка советует Фильке обратиться за помощью к мельнику. При этом старушка говорит: «Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо».

Филька прислушался к бабкиным словам и отправился к мельнице. Эпизод, рассказывающий о помощи мельника Панкрата, начинается тем, что старик услышал стук в окно и за шиворот втащил мальчишку в избу. Панкрат усадил гостя возле печки, чтобы тот согрелся и внимательно выслушал его признание. Филька знал, что обманывать мельника нельзя – только хуже будет, – поэтому рассказал всю правду.

Зная нрав мельника, читатель ожидает, что старик будет ругать мальчишку, но тот и не собирался этого делать. Панкрат лишь тяжело вздохнул и пристыдил Фильку: «Бессмысленный ты гражданин!». Эта фраза была брошена не для того, чтобы обидеть гостя, а чтобы заставить его задуматься над своими поступками. Мельник не скрывал, что дела героя плохи и пропасть из-за него могут все. Слова, перемешанные с сочувствием, заставили мальчика заплакать.

Старый мельник быстро успокоил гостя: «Ты брось реветь!». Он сказал, что в реве нет смысла, ведь слезы не смогут спасти людей от голода. Когда Филька поинтересовался, как исправить свою ошибку, Панкрат ответил, что нужно придумать, как спастись от стужи. И тут же мельник подбодрил мальчика, сказав, что так он сможет искупить свою вину и стать «чистым», веселым человеком. Этим он помог мальчику зажечь огонек надежды, чтобы он подсказал герою путь к спасению.


Филька немного упал духом, но все же отправился придумывать выход из положения. Мудрый старик нарочно не помог искать решение проблемы, ведь хотел, чтобы мальчик стал самостоятельным, почувствовал, какая ответственность лежит на его плечах.

Панкрат отнесся к герою по-доброму, но, в то же время, говорил с ним строго. На размышления он дал Фильке час с четвертью, когда же время вышло, строго сказал: «Выкладывай! Льготного срока не будет».

Филька рассказал мельнику, что собирается позвать на рассвете ребят, чтобы пробить вместе с ними лед. Однако, Панкрат не сразу принял этот план. Сначала он подсказал Фильке, какие трудности могут возникнуть. Мельник согласился с Филькой только когда узнал, что мальчишка сумеет справиться со всеми преградами. Тогда он и сам вызвался собрать стариков, чтобы и они помогли рубить лед.

Прочитав этот эпизод, можно подумать, что Панкрат практически не помогал мальчику, что тот сам придумал, как спастись от стужи. Но это совсем не так. Мельник стал для Фильки мудрым наставником. Он незаметно «провел» героя к спасительному пути. Главное же то, что старик научил мальчишку быть самостоятельным, общительным, помогать окружающим.

Сказка К. Паустовского «Теплый хлеб» показывает, что помощь не всегда заключается в решении проблемы, иногда куда важнее просто подсказать путь к этому решению.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»
  • Нравственные уроки сказки Паустовского «Теплый хлеб»
  • Почему сказка Паустовского названа «Тёплый хлеб»?
  • Реальное и фантастическое в сказке Паустовского «Тёплый хлеб»