Последняя встреча Свидригайлова и Дуни (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)


В центре творчества тонкого психолога Федора Михайловича Достоевского стоит человек и категории добра и зла, которые он пытается развести в своей душе.

Последняя встреча Свидригайлова и Дуни становится важным эпизодом романа «Преступление и наказание». Остроту ей придает тот факт, что Аркадий Иванович подслушал разговор Раскольникова и Сони, он теперь в курсе всего. Становится понятным его поведение в отношении Авдотьи Романовны, которую он домогается, шантажирует. Даже угрожает изнасиловать.

Вообще эта линия романа (Свидригайлов и Дуня) очень интересна. Их отношения развиваются странно для привычных между мужчиной и женщиной, а наибольшего напряжения достигают в момент развязки. Здесь уже весь драматизм на лицо.

Если мы обратимся к композиции этого эпизода, то отметим, что развитию действия предшествует описание обстановки. Развивается названное событие вполне мирно. Ничто не предвещает бурности и жестокости. Таков Достоевский, он постоянно держит своего читателя в напряжении, не раскрывая всех карт.


Завязка происходит в квартире Свидригайлова, где мы и застаем героев. Дуня волнуется, она только сейчас со всей ясностью поняла, чем для нее может закончиться эта сцена. Мурашки пробегают по телу молодой девушки. Ей страшно.

Бурное развитие действия этого эпизода заканчивается тем, что Дуня стреляет. Правда, пуля, выпущенная ею, только слегка задела Аркадия Ивановича и оцарапала его. Девушка стреляет еще раз. Читатель в замешательстве: неужели будут еще убитые в этом романе? Неужели этот способ единственный для того, чтобы решить проблему? Как же так? Разве человек настолько слаб? Нет, все же Достоевский уводит нас от этих грустных мыслей. Развязка проста: герои настолько отличны друг от друга, что никогда не будут вместе.

В анализируемом эпизоде большое место отводится описанию квартиры Свидригайлова. Дом пуст, как и две другие квартиры, которые его окружают. Входить к Аркадию Ивановичу нужно было не прямо из коридора, а из комнаты хозяйки.

Интересной ролью наделяется время. Мы вновь и вновь возвращаемся в момент убийства старушки, ведь Свидригайлов рассказывает, как подслушал разговор Раскольникова и Сони.

Но не только время здесь значимо. Посмотрим, что происходит с пространством. В момент приближения Свидригайлова к Дуне оно уменьшается. Героиня находится в панике. Это приближение ее угнетает, разрывает на части. Достоевский подмечает мельчайшие детали: Дуня бледнеет, задыхается, девушка находится в полуобморочном состоянии.

Этот важный для романа эпизод трагичен для обоих героев. Свидригайлов ищет смерти, но не хочет, чтобы Дуня взяла на себя эту вину. Он спасает свою душу, отпуская девушка, не дав ей совершить этот непоправимый поступок.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Смерть Свидригайлова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Смерть Мармеладова (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Смерть Катерины Ивановны (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»)