Преображение главного героя рассказа Чехова «Студент»


А.П. Чехов в своем рассказе «Студент» большое внимание уделяет преображению главного героя.

В начале повествования говорится о том, что Иван Великопольский – дьячковский сын, а по виду деятельности – студент духовной академии. Автор обращает читательское внимание на то, что главный герой идет домой после тяги, то есть после охоты. В ходе повествования читатель узнает о том, что действие происходит в страстную пятницу. Это обстоятельство в корне меняет отношение к персонажу: студент духовного учреждения, который должен являться верующим человеком, на страстную пятницу ушел на тягу, что по религиозным соображениям запрещено.

Также центральный персонаж сначала представлен как недовольный собственной жизнью человек. Он с жалостью к самому себе размышляет о холоде и голоде, с которыми ему пришлось столкнуться. Иван Великопольский думает о том, что мрак, тоска, бедность, голод – это постоянные атрибуты жизни русского народа, вне зависимости от эпохи. А.П. Чехов показывает, что Иван Великопольский во всех собственных бедах винит кого-то, но не себя. Герой рассуждает, что «порядок и согласие» разрушил пришедший холод. Иван Великопольский не может и не хочет задумываться над тем, что его отвратительное настроение связано не с внешними факторами – голодом и холодом, а с тем, что он ушел на охоту в неположенный день.


Иван Великопольский подсознательно понимает, что совершил грех. Холодный вечер, подобный тому, когда арестовали Иисуса, костер, подобный тому, у которого грел руки Петр, бессознательно отрекшийся от Иисуса, помогают Ивану Великопольскому осознать свою греховность. Студент фактически сравнивает себя с Петром.

Главный герой рассказывает историю о Петре не столько Василисе и Лукерье, сколько самому себе. Он рассказывает не всю евангельскую историю, но читатели знают, что Иисус простил раскаявшегося в своем грехе Петра. Иван Великопольский понимает, что если Иисус простил Петра, то он простит и его. Осознание своей греховности – уже первый шаг преображения.

Продолжив свой путь после прощания с двумя вдовами, Иван Великопольский больше не искал причины своих проблем в окружающем мире, он искал их в самом себе. Демонстрируя преображение центрального персонажа, А.П. Чехов показывает, что студент переходит от материальной жизни к жизни духовной. Автор говорит о том, что Ивана Великопольского овладевало «сладкое ожидание счастья», а жизнь представлялась теперь «полной высокого смысла».

В начале повествования подчеркивается, что Иван Великопольский не хотел идти домой. Центральный персонаж напоминает читателю блудного сына. Фактически он отошел от Бога. И уже после встречи с Василисой и Лукерьей и осознания своего греха он возвращается к Богу и вере, причем возвращается уже преображенный. В конце повествования автор показывает, что студент с воодушевлением идет домой. Неслучайно показано, что Иван Великопольский поднимается в гору; это подчеркивает духовное восхождение героя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чём символическое значение двух вдов? (по рассказу Чехова «Студент»)
  • Особенности композиции рассказа Чехова «Студент»
  • О чем хотел поведать миру Чехов, написав рассказ «Студент»?
  • Отзыв о рассказе Чехова «Студент»