Природа с точки зрения нравственного идеала Николеньки Иртеньева (по повести Толстого «Юность»)


Многие писатели в своих произведениях старались показать диалектику души человеческой, ведь зарождение мыслей, чувств, философские искания не менее интересны для рассмотрения, чем история народа. Л.Н. Толстой в трилогии «Детство. Отрочество. Юность» показывает душевные движения и порывы черед внутренний диалог главного героя Николеньки Иртеньева.

По мнению Николая, «назначение человека есть стремление к нравственному усовершенствованию». На протяжении всей повести герой анализирует свои поступки, осуждает себя, стремиться исправиться, пишет «правила жизни». Он пытается соотнести реальность с природой, так как именно природа — идеал гармонии. Через восприятие пейзажа, атмосферы, быта раскрывается непосредственность, живость Иртеньева.

Николенька очень тонко чувствует все проявления природы, она действует и будоражит его душу. В главе «Весна» герой признается, что это время, когда «ты больше чувствуешь, чем видишь». Для него красота, добродетель, счастье сливаются и рождают чувство благодати, когда наиболее остро осознаешь свои грехи. Именно поэтому Николай хочет стать лучше, чище, чтобы соответствовать нравственному идеалу природы. Весна рождает в молодом человеке желание радоваться жизни. Он размышляет о том, что как хорошо проснуться после дождливого вечера солнечным утром и наслаждаться красками и звуками внешнего мира.

Состояние природы передает душевные волнения и переживания Иртеньева. Когда ранним морозным утром он бежит на исповедь к священнику, мороз, как муки совести, колет и щиплет руки и лицо. Совсем по-другому действует природа на Дмитрия Нехлюдова. Этот герой любит ее «умом», а не сердцем. Он совершенно хладнокровен, красота внешнего мира не будоражит его чувства.


Иногда Николай не хочет признаваться в том, что природа для него — нравственный идеал. В разговоре с Любовь Сергеевной он надменно заявляет, что иногда красоты похожи на декорации и что любовь к природе бесполезное занятие. Но девушка продолжает любоваться пейзажем. Автор показывает, насколько героиня внутренне глубока и красива, она тонко чувствует всю прелесть пруда, кривой висевший сук, березу. И Николенька вдруг осознает, что люди, которые ощущают природу, способны на деятельную любовь.

Всё окружающее — пруд, капли росы, утренняя заря — живое, дышащее. Оно наполнено молодостью, свежестью, так же, как герой, молод и полон сил. Происходит слияние героя и природы. Это единое целое, стремящееся к совершенству и гармонии.

Особое отношения Николая к ночи. В тишине, при свете звезд, приходит новое чувство — тайны и недоконченного счастья. Молодой человек вдруг понимает, что он лишь песчинка, «червяк» в этой огромной Вселенной, оскверненный земными страстями. Но счастье наполняет его душу вновь и вновь, потому что он, луна и звезды — единое целое.

Таким образом, душа героя, чувствительная и нежная, понимает, что природа — нравственный идеал, к которому нужно стремиться, однако достигнуть его невозможно.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Подлинные и мнимые ценности жизни в повести Толстого «Юность»
  • Анализ повести Толстого «Юность»
  • Тема человека-комильфо в повести Толстого «Юность»
  • Процесс умственного и нравственного развития человека в повести Толстого «Юность»