Проблема гуманизма в романе Фадеева «Разгром»


В романе Александра Александровича Фадеева «Разгром» центральное место занимает проблема гуманизма. О ней и пойдет речь в нашем настоящем сочинении.

Начиная анализ обозначенной темы, следует отметить, что автор предлагает нашему вниманию две стороны гуманизма: буржуазную, определяющую образ Павла Мечика, и народную, являющуюся характеристикой командира отряда Левинсона. Рассмотрим обе эти концепции подробно.

Павел Мечик - один из главных персонажей романа, горожанин. Глядя на его действия, мы можем сделать вывод, что это человек с ранимой душой, он выступает против насилия. Слушая его разговоры с другими персонажами романа, мы понимаем, как он скучает по мирной жизни. Его романтичные грезы разбились о жестокую действительность. Но такое впечатление об этом герое обманчиво. Скорее даже похоже на псевдогуманизм, ведь именно благодаря Мечику Фролов узнает, что ему подмешали яд. Гуманно ли рассказывать об этом человеку, который все равно умрет? Сомнительный вопрос!


Пойти на этот поступок было всем нелегко, а когда еще правда всплыла наружу, стало тяжелее вдвойне. А в конце произведения гуманизм Павла Мечика и вовсе приводит к гибели большей части отряда. Молодой человек отправился в разведку, чтобы разузнать, где находится отряд и предупредить товарищей. Врагов Мечик обнаружил, а вот предупреждать никого не стал. Вместо этого просто сбежал, как последний трус. Мечик подставил весь отряд, людей, с которыми делил еду и кров. Так, каковы его действия? Есть в них гуманизм? Или же ни эгоистичные?

Что касается Левинсона, то это противоположный Мечику персонаж. Его поступки на самом деле гуманистические. Он сначала думает о вверенных ему людях, а потом уже о себе. И жизнь постоянно предлагает ему непростые испытания: нужно выбирать - действовать ли на благо себя или же своего партизанского отряда. Решение дать яд Фролову далось Левинсону нелегко, но оно было единственно верным. А случай с корейцем, у которого Левинсон забрал свинью. Глаза главы семейства, полные слез, еще не раз всплывут в памяти командира. Но он делал это не ради себя. Он спасал отряд, который мог погибнуть от голода. Сто пятьдесят человек против одного. Левинсон сделал этот выбор. В душе командира постоянно шла борьба. И как бы ни было трудно, он вставал рано утром и шел отдавать приказания. Он не мог подвести людей. Он нес за них ответственность.

Возвращаясь к образу Павла Мечика, еще раз проанализируем поступки этого героя. Ведь если разобраться, он всегда думал только о себе. А это уже противоречит всем принципам гуманизма. Мечик плакал, когда убегал от врагов и оставлял свой отряд на верную гибель, но не от страха и жалости. Ему стало легко, он оставлял позади себя все, что так его тяготило долгое время. Он не беспокоился о людях. Он уже обо всех забыл.

Таким образом, в заключении мы можем отметить, что в романе «Разгром» А.А. Фадеев показал две стороны гуманизма: ложный, удобный для героя гуманизм Павла Мечика и истинный гуманизм Левинсона, направленный только на благо других людей.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Народ и интеллигенция в романе Фадеева «Разгром»
  • Антитеза в романе Фадеева «Разгром»
  • Путь становления Морозки (по роману Фадеева «Разгром»)
  • Легко ли оставаться человеком в нечеловеческих условиях? (по роману Фадеева «Разгром»)