Проблема наполеонизма в романе Достоевского «Преступление и наказание»


В романе «Преступление и наказание», написанном Ф.М. Достоевским, поднимается проблема наполеонизма. Писатель не только демонстрирует то, что теория Раскольникова схожа с идеями Наполеона, но и помещает образ Наполеона в само повествование.

Начнем с того, что и без упоминания имени Наполеона читатель видит сходство теории Раскольникова с деятельностью французского императора. Раскольников считал, что «право имеющий», «особенный человек» может себе позволить «перешагнуть» через любые препятствия, если это требуется для исполнения такой идеи, которая бы принесла благо целому человечеству. В повествовании Свидригайлов справедливо замечает, что Раскольникова «Наполеон ужасно увлек».

Впервые имя Наполеона появляется на страницах романа в пятой главе третьей части, когда следователь Порфирий Петрович и Раскольников рассуждают о статье-теории последнего. Раскольников утверждает, что Наполеон, будучи «законодателем и установителем человечества», был преступником, так как он, давая новый закон, нарушил древний, перешедший от отцов закон. Кроме того, Раскольников говорит о том, что Наполеон был одним из тех, кто «не останавливался перед кровью», если эта кровь могла помочь.

Раскольников говорит следующее: те, кто способен «сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, – более или менее, разумеется».


Когда Порфирий Петрович задает Раскольникову вопрос о том, смог бы тот «перешагнуть через препятствие», то главный герой отвечает, что он не считает себя Наполеоном или кем-то схожим с ним, поэтому-то он не может ответить на заданный Порфирием Петровичем вопрос.

Фраза Заметова «Уж не Наполеон ли какой будущий и нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?» показывает, что и Порфирий Петрович, и Заметов, подозревая центрального персонажа в убийстве процентщицы, были уверены в том, что он считает себя «будущим Наполеоном».

И действительно, центральный персонаж сам подтверждает мысль в том, что он стремился «Наполеоном сделаться», поэтому и убил Алену Ивановну. Такое признание Раскольников делает в эпизоде разговора главного героя с Соней Мармеладовой (четвертая глава пятой части). Из слов Раскольникова «Ну и я... вышел из задумчивости... задушил... по примеру авторитета...» читатель понимает, что Наполеон был авторитетом главного героя. Раскольников сам признается Соне, что он долго думал, что бы делал Наполеон, если бы ему нужно было убить старуху-процентщицу.

Автор на протяжении всего повествования показывает внутренние терзания Раскольникова. После преступления он начинает осознавать, что он далеко не похож на Наполеона. Почти сразу после преступления главный герой думает о том, что Наполеон вряд ли стал «лезть под кровать к «старушонке»». В разговоре с Сонечкой Раскольников говорит: «Уж если я столько дней промучился: пошел ли бы Наполеон или нет? – так ведь уж ясно чувствовал, что я не Наполеон...».

Развенчивая теорию созданного персонажа, Ф.М. Достоевский развенчивает и дух «наполеонизма».



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Тупиковые ситуации в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • Борьба идей в романе Достоевского «Преступление и наказание»
  • О каком наказании идёт речь в романе Достоевского «Преступление и наказание»?
  • Христианская концепция Достоевского и её гуманизм в романе «Преступление и наказание»