Проблема противостояния ремесла и искусства в повести Гоголя «Портрет»


В повести Н.В. Гоголя «Портрет» поднимается проблема противостояния ремесла и искусства. Данная проблема раскрывается при помощи раскрытия отдельных образов, сопоставительного анализа двух и более персонажей, рассуждений отдельных персонажей, в которых звучит голос автора.

Образ Чарткова, который на протяжении повествования меняется кардинальным образом, помогает в раскрытии поднятой проблемы. Если в начале повествования Чартков представлен как художник «с талантом, пророчившим многое», то после покупки портрета ростовщика и обретения 1000 червонных Чартков превращается в ремесленника, в которого он так боялся раньше превратиться. Если раньше Чартков творил по зову собственной души, создавал оригинальные произведения, то после он стал создавать однотипные картины, в которых не было ни капли оригинальности, вследствие чего талант Чарткова исчез.

В первой части повести, где особое внимание уделяется образу Чарткова, есть и другой образ художника. Н.В. Гоголь показывает, что прежний товарищ Чарткова, уехавший в Италию для того, чтобы развивать свой талант, создает произведения искусства, в то время как Чартков является обычным ремесленником. Если Чартков становится частью светского общества, то художник, творивший в Италии, отказывается от возможности такой жизни и выбирает отшельническую жизнь, чтобы потрать все свои силы и время на развитие таланта.

Как и при раскрытии образа Чарткова со всеми его изменениями, так и при сопоставительной характеристике Чарткова и его прежнего товарища выражается мысль о том, что светский образ жизни не может способствовать развитию таланта, что даже человек искусства под воздействием пошлого светского общества может превратиться в ремесленника.


Сравнить также можно Чарткова после того, как он оказался во власти денег и славы, и отца художника Б., который создал портрет ростовщика. Несмотря на то что Чартков-новый имел множество заказов и был знаменитым художником, он не создавал произведений искусства. Отец художника Б. же создавал поистине прекрасные произведения искусства, в особенности – когда он очистил свою душу.

Отец художника Б., давая совет своему сыну, говорил о том, что нужно возлюбить «высокое созданье искусства» «тихой небесной страстью», что ему нужно все принести в жертву. Отец художника Б. уверен в том, что талант – это «драгоценнейший дар Бога». Слова героя заставляют задуматься над тем, что человек искусства, в отличие от ремесленника, стремиться «находить внутреннюю мысль» в создаваемом произведении, старается «постигнуть высокую тайну созданья».

В словах профессора, который в свое дал Чарткову совет не становиться «модным живописцем», выражена мысль о том, что «писать модные картинки, портретики за деньги» – это не искусство, а ремесло, из-за которого «губится, а не развертывается талант».

Поднимая проблему противостояния ремесла и искусства, Н.В. Гоголь всяческими способами выражает мысль о том, что настоящее искусство – это талант, мастерство, гениальность, а ремесло – это работа без творческой инициативы, по шаблону. Автор показывает, что искусство не может быть заказным и шаблонным, что оно всегда носит оригинальный характер.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чем заключается смысл названия повести Гоголя «Портрет»?
  • Тема искусства и художественного творчества в повести Гоголя «Портрет»
  • «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Белинский о повести Гоголя «Портрет»