Проблематика пьесы Островского «Гроза»

<


В пьесе А.Н. Островского «Гроза» поднимается множество социальных и нравственных проблем.

Главной проблемой становится проблема борьбы старого и нового. А.Н. Островский показал, что старые порядки патриархального общества, построенные на принципах «Домостроя», уже изживают себя. Общество нуждается в коренных преобразованиях. Самодуры Кабаниха и Дикой подсознательно чувствуют, что их время подходит к концу, поэтому они так часто говорят о том, что молодежь уже перестала уважать старших, к коим причисляют себя. Уже появляются Кулигины, у которых пока возникают только идеи преобразований. Появляется и Катерина, которая не готова терпеть притеснения и жестокость, не готова мириться с существующими порядками. «Темное царство», представителями которого становятся большинство персонажей драмы, противопоставляются «лучу света» Катерине, которая поднимает своеобразный бунт и протест против самодурства и домостроевских принципов.


Катерина чувствует себя несчастной. Ей одиноко в семье Кабановых, никто ее не понимает. Кабаниха постоянно тиранит и задевает чувство собственного достоинства Катерины. Муж Тихон не способен защитить ее и даже поддержать. Варвара, хоть и пытается помочь, но все равно не способна понять Катерину. Катерина не понята не только жителями Калинова, но даже той семьей, частью которой стала после замужества. Так А.Н. Островский поднимает различные семейные проблемы.

Несчастье Катерины начинается тогда, когда она выходит замуж за Тихона. Важно отметить, что не Катерина вышла замуж, а Катерину выдали замуж. Здесь уже отражается мысль о том, что брак Катерины и Тихона не по любви, а по обычаям того времени. Катерина не любит мужа и не чувствует любви по отношению к себе. Все же главная героиня пытается соответствовать навязываемым обществам принципам, старается быть верной и любящей женой. Катерина старается полюбить мужа, но это у нее не получается. Желание любить искренне побеждает желание соответствовать общественным меркам. Катерина отдается чувству любви к Борису, понимая, что совершает настоящий грех. Чувства героини искренни, это то, о чем она так долго мечтала. А.Н. Островский, поднимая проблему любви, показывает, что такое истинная любовь и что такое мнимая любовь, которая ложится в основе супружеских отношений. Брак не по любви – обыденное явление патриархального общества.

Катерина вступает в конфликт с «темным царством», потому что понимает, что ее свобода, которую она ценила на протяжении всей своей жизни, оказывается ограниченной. Патриархальное общество не дает самостоятельно реализовываться, все люди должны были подчиняться единым правилам. Катерина чувствует, что не готова подчиняться меркам «темного царства». Она долгое время мучится, терзает саму себя, вступая в конфликт не только с обществом, но и с самой собой. Катерина пытается подчиняться тем правилам, по которым живут другие люди, но понимает, что не может это сделать, ибо подчиниться этим правилам – значит, пойти против самой себя. Катерина не может больше существовать в рамках «темного царства», поэтому кончает жизнь самоубийством. А.Н. Островский показывает, что лучше смерть, чем жизнь по законам «темного царства», которое убивает лучшие черты характера.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальное и вечное в пьесе Островского «Гроза»
  • Спор о «Грозе» Островского (Н. Добролюбов, Д. Писарев, А. Григорьев, П. Мельников-Печерский)
  • «Свои» и «чужие» в городе Калинове (по пьесе Островского «Гроза»)
  • Калинов как «сборный город» (по пьесе Островского «Гроза»)