Проблематика повести Чехова «Дуэль»


Повесть «Дуэль» - самое крупное прозаическое произведение Антона Павловича Чехова. Оно стало завершающим на поэтическом пути автора, подвело итог всем художественным и идейным исканиям писателя.

Все проблемы, которые волновали Чехова в период создания повести, вошли в ткань ее текста. Повесть «Дуэль» - своеобразный ключ к пониманию всего творчества Антона Павловича Чехова. Так о чем же говорит автор на страницах этого творения? Какие поднимает проблемы?

Начнем с того, что определим главную особенность этого произведения - в нем показала группа случайных людей, все они волею судьбы оказались в одном месте, на берегу Черного моря, в одно и то же время. Среди этих персонажей нет прочных связей. Все они легко разойдутся, как только это потребуется. Жизнь одних героев никак не затрагивает других, ни от кого из окружения не зависит. И если все же Самойленко проявляет участие к Лаевскому, а фон Корена возмущает поведение молодого человека, это лишь частные, совсем не обязательные отношения.

Кроме этого, Чехов поднимает на страницах своего произведения нравственные проблемы. Например, насколько нелицеприятно ведет себя Иван Андреевич Лаевский. Его основное времяпрепровождение - игра в карты, выпивка, брань. Молодой человек не хочет трудиться, чтобы заработать себе на жизнь, и лишь копит долги. Увезя чужую жену, он через какое-то время пресытился ею и охладел. Теперь же находится в таком состоянии, что не может понять, чего хочет, надеется, что возвращение в Петербург вернет его жизни потерянный смысл.


Не менее безнравственно ведет себя и его сожительница, Надежда Федоровна. Неопределенное положение нисколько не тяготит молодую женщину. Более того ее все устраивает. В отсутствии Лаевского Надежда Федоровна сводит тесное знакомство с полицейским приставом, Кирилиным, на пикнике кокетничает с Ачмиановым.

Но и третий основной персонаж этого произведения - фон Корен - не является эталоном для подражания. Да, не вызывает сомнения тот факт, что молодой зоолог знает, чего хочет от жизни, следует к достижению своей цели, занимается изучением медуз. Но его высказывания в отношении Лаевского очень колки и деспотичны. Фон Корен почему-то решил, что ему дано право вразумить молодого повесу. А точнее - даже истребить, чтобы он больше не смог никому причинить вреда. И если бы не выбежавший из кустов дьякон, рука зоолога во время дуэли не дрогнула бы.

А завершая повесть, Чехов дает нам возможность поразмышлять. Показывая, как изменился после поединка Лаевский, как он скрутил себя, автор спрашивает, а в этом ли заключается правда? Если да, то почему же главный герой так жалок? Почему на душе у фон Корена так грустно?

Значит, все-таки у каждого своя правда, свой путь, который нужно пройти, свое понимание нравственных ориентиров, которым необходимо следовать. И ведь все-таки каждому из нас придется самостоятельно держать ответ за то, что мы совершили или не совершили, самостоятельно искать ту самую настоящую правду…




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Лаевского и фон Корена (по повести Чехова «Дуэль»)
  • Анализ повести Чехова «Дуэль»
  • История создания повести Чехова «Дуэль»
  • Отзыв о повести Чехова «Дуэль»