Проблематика повести Чехова «Палата № 6»


А.П. Чехов в своей повести «Палата № 6» поднимает важные общественные и даже философские проблемы.

Важное место в произведении занимает проблема обыденности существования. Громов еще до того, как оказаться в палате для душевнобольных, тяготился тем, что большинство людей проживают бессмысленную, пустую жизнь. Эта мысль не отпускает Громова, когда тот находится в палате №6. Пустая и бессмысленная жизнь демонстрируется при помощи образов доктора Рагина, врача Хоботова, фельдшера Сергея Сергеича, сторожа Никиты, почтмейстера Михаила Аверьяныча. Автор показывает, что они не задумываются о смысле жизни, а живут в соответствии с теми ложными ценностями, которые придумали в порочном и обыденном обществе. Стремление к власти, к обретению высокого положения в обществе и материальному достатку – вот, что характеризует большинство персонажей чеховской повести.

Палата №6, в которой происходит основное действие произведения, становится символом внешней несвободы. А.П. Чехов поднимает проблему свободы и несвободы. Если доктор Рагин первоначально считает, что человеку нужна лишь внутренняя свобода, с чем категорически не согласен душевнобольной Громов, то позже Рагин, сам оказавшись в палате №6 в качестве пациента, понял, что человеку необходима и внешняя свобода.


Палата №6 ограничивает человека в полной счастливой жизни, не дает ему никаких возможностей и прав. А.П. Чехов показывает, что люди, которые противятся общественным принципам и ценностям, считаются сумасшедшими, они лишаются каких-либо прав. В больнице даже позволено избивать пациентов палаты. Правами обладают лишь обыватели, к которым относятся Хоботов, Никита, Сергей Сергеич, Михаил Аверьяныч. Именно они, считая себе безнаказанными, становятся теми, кто совершает зло в больнице, а также зло для общественного развития. Автор показывает, что с такими обывателями общество не будет развиваться, наоборот, оно либо остановится в развитии, либо начнет деградировать.

Оказавшись в палате №6, Громов не успокаивается. А.П. Чехов показывает его неравнодушие по отношению к обществу. Поведение Громова схоже с бунтом и борьбой против общественной несправедливости. То, что Громов с помощью своих рассуждений заставил доктора-обывателя Рагина задуматься и прийти к истине, говорит о том, что борьба Громова за справедливость проходит успешно. Ему удалось привести к истине хотя бы одного человека. А.П. Чехов, находясь на стороне Громова, выступает против идеи непротивления злу; он считает, что с несправедливостью нужно бороться.

И если Громов борется и бунтует, то Рагин смиряется. Будучи доктором, он мирился с тем, что в больнице царствует несправедливость, он ничего не делал для того, чтобы улучшить жизнь пациентов и условия их пребывания в больнице, чтобы избавиться от избиений, взяток и равнодушия персонала по отношению к пациентам. Будучи пациентом палаты №6, Рагин вновь смирился. Сделав одну попытку уйти из больницы, он понимает, что попытки тщетны, что жизнь совершенно бессмысленна. Неслучайно Рагин в конце повествования умирает.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Чему учит повесть Чехова «Палата № 6»?
  • Типичный чеховский герой в повести Чехова «Палата № 6»
  • Художественное пространство и время повести Чехова «Палата № 6»
  • Проблема смысла жизни в повести Чехова «Палата № 6»