Проблематика повести Гоголя «Портрет»


В повести Н.В. Гоголя «Портрет» поднимаются многие важные проблемы.

Делая своих главных героев художниками и рассуждая об искусстве, автор раскрывает тему искусства и художественного творчества, поднимая проблемы божественного предназначения творца, истинного искусства и ремесла, развития и растрачивания таланта, истинных и ложных ценностей творца, творчества ради прибыли и славы, ответственности творца за свое творчество, силы творчества. С помощью образа создателя портрета ростовщика, который очистил свою душу от греха, автор выражает мысль о том, что талант – это «драгоценнейший дар Бога». Истинное искусство отличается от обычного ремесла оригинальностью, неповторимостью, осознанностью. На примере Чарткова автор показал, что талантливый человек может растратить свой талант, начав делать неживые и однотипные работы, став простым ремесленником. Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что погоня творца за славой и материальным богатством не может привести его ни к чему хорошему, ведь это «губит, а не развертывает талант». По мнению автора, творец должен сохранять в себе душевную чистоту, он всегда должен нести ответственность за свое творчество, поскольку творчество имеет огромную силу.


Поднимается в повести проблема мнимых ценностей. Чартков оказался во власти материальных богатств и славы. В повествовании отмечается: «Золото сделалось его страстью, идеалом, страхом, наслажденьем, целью»; «В душе его возродилось желанье непреоборимое схватить славу сей же час за хвост и показать себя свету». Погнавшись за деньгами, Чартков предал себя и свое творчество. Алчность стала одной из причин нравственной деградации Чарткова, его душевной и физической гибели. Н.В. Гоголь выражает следующую мысль относительно славы: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее».

Демонстрируя измененного Чарткова, автор уделяет внимание и светскому обществу, в котором оказался герой. Н.В. Гоголь показывает, что за внешней привлекательностью светской жизни скрывается пошлость и ничтожность, что красота светской жизни только внешняя. Стремление стать частью светского общества становится причиной духовной деградации человека, гибели его души.

Поднимается в повести и вечная проблема добра и зла. Ярким представителем зла является обладающий «дьявольской силой» ростовщик и его портрет, который обессмертил ростовщика. Н.В. Гоголь, демонстрируя влияние портрета ростовщика на его обладателей, высказывает мысль о том, что большинство людей подвергаются влиянию зла. Чартков не выдерживает испытания деньгами и славой, подается искушениям дьявола-ростовщика и переходит на сторону зла. Только сильные люди с чистой душой, каким является создатель портрета ростовщика, раскаявшийся в своем грехе, способны противостоять злу. Финал повести, в котором говорится о том, что портрет ростовщика был украден, выражает мысль о вечной борьбе добра и зла. Н.В. Гоголь призывает читателей сохранять душевную чистоту и добрые намерения, несмотря ни на что.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Место повести Гоголя «Портрет» в цикле «Петербургские повести»
  • Светлое и дьявольское начало в жизни художника Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)
  • Два пути, два выбора Чарткова (по повести Гоголя «Портрет»)
  • История создания повести Гоголя «Портрет»