Проблематика повести Толстого «Отрочество»


Проблематика повести Л.Н. Толстого «Отрочество» связана с нравственным формированием личности. Автор показывает то, как происходит становление личности Николеньки Иртеньева. Повествование от лица самого участника событий позволяет читателю увидеть все оттенки чувств, которые испытывал подросток. Л.Н. Толстой показывает чувства, которые испытывает почти каждый человек, находясь в возрасте Николеньки.

В период отрочества главный герой знакомится с чувством любви, углубляет понятие о дружбе. Николенька чувствует симпатию к Маше, считает Сонечку изменницей, так как она не обращала на него внимания, а увлекалась только Сережей. Л.Н. Толстой показывает чувство ревности, о котором мальчик еще не знает, но которое уже испытывает. Так поднимается проблема любви.

Ближе к финалу произведения Николенька становится другом студента Нехлюдова. Подросток, считающий себя непонятым семьей, находит спокойствие в разговорах с человеком, близким по взглядам на жизнь. Так поднимается проблема дружбы, которая будет развиваться в следующей части трилогии – повести «Юность».


Поднимается в повести «Отрочество» и проблема одиночества. Николенька чувствует себя никому не нужным человеком. Он считает, что его никто не любит и не понимает. От этого Николенька чувствует себя несчастным. Л.Н. Толстой описывается знакомое всем подросткам чувство ненужности. Николенька чувствует, что теперь и брат Володя ему не товарищ, что и девочки стали отдаляться от него. Эмоциональное состояние героя подрывает гувернер St.-Jeromе, который пытается унизить Николеньку. Главный герой испытывает настоящее чувство ненависти, которое после сменяется любовью к гувернеру. Это говорит о переменчивости взглядов героя, о том, что он постоянно взрослеет и умнее, становится более опытным человеком. Поэтому главная проблема, поднятая в повести, – проблема взросления. Л.Н. Толстой показывает переход Николеньки из одного возрастного состояния в другое. Этот переход непосредственно связан с мировоззрением героя, становлением его взглядов на жизнь.

Николенька теперь способен анализировать собственные поступки, способен оценивать действия и слова других людей. Эти свойства приходят только с опытом и возрастом. Главный герой задумывается о собственном самолюбии, ставя его чуть ли не в центр жизни. Задетое самолюбие делает Николеньку либо грустным, либо ненавистным к своему противнику.

С одной стороны, Николенька – еще ребенок. Он любопытен и непоседлив: открывает отцовский портфель без его ведома, играет с дробью, проводит наблюдения в девичьей. С другой стороны, Николенька – отчасти взрослый человек. Он испытывает чувства стыда, когда находит бумаги в портфеле отца, он рассуждает на философские темы. Л.Н. Толстому было важно показать различные черты Николеньки, ведь люди не становятся сразу взрослыми, этому предшествует долгий процесс. И автору удалось показать этот процесс нравственного становления.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Какие уроки получил Николенька Иртеньев в повести Толстого «Отрочество»?
  • Чему учит повесть Толстого «Отрочество»?
  • Композиция повести Толстого «Отрочество»
  • Отзыв о повести Толстого «Отрочество»