Проблематика рассказа Чехова «Человек в футляре»


В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» автор поднимает нравственные и общественные проблемы. Он мастерски акцентирует внимание на нескольких наиболее важных из них. Раскрывая проблемы, автор подталкивает читателей к размышлениям над ними.

В центре рассказа проблема «футлярных людей». Показана она на примере образа учителя древнегреческого языка Беликова. Мужчина пытается защитить себя от окружающего мира. Он не приемлет разрешений, понимает только законы и запреты. Одевается Беликов также странно: всегда в калошах, пальто на вате, в очках и с зонтиком. Мужчина всегда опасается, «как бы чего не вышло». Жизнь в страхе накладывает отпечаток на психическое состояние героя. Он постоянно пребывает в тревоге, волнуется, часто без причин.

Но проблема еще и в том, что Беликов влияет на окружающих. Он внимательно следи за тем, чтобы никто ничего не нарушал. Если же замечает малейшее отступление от закона, тут же докладывает начальству. Не удивительно, что Беликов держит в страхе весь город. Боязнь – еще одна проблема рассказа «Человек в футляре».

«Футлярным человеком» также является жена старосты села Мироносицкое Мавра. Женщина всю жизнь безвыездно провела в деревне, а последние десять лет и вовсе просидела возле печи. Конечно же, такой образ жизни негативно сказался на мировоззрении героини.


С проблемой «футлярности» связана проблема несправедливости в обществе. Антон Павлович обращает внимание на то, что есть низшие и высшие слои общества. Обычные люди боятся начальства, выслуживаются перед ним ради куска хлеба. Так возникает еще одна проблема – лицемерия.

Между строк можно заметить проблему пассивности. Большинство героев рассказа наблюдают за негативными явлениями в обществе, но молчат о них. Некоторые говорят об этом, но не пытаются ничего менять. Чтобы раскрыть проблему пассивности, нужно обратить внимание на образы учителей гимназии, Буркина, Чимшу-Гималайского.

Пытается решить автор и вопрос свободы мысли. Делает это он на примере Михаила Коваленка. Молодой учитель истории и географии заслуживает уважения своей прямолинейностью. Он замечает проблемы общества, открыто говори о них. Михаил носи вышитую сорочку и не боится, что его накажут. Внутренней свободой Коваленко выделяется на фоне других героев произведения.

Нельзя оставить без внимания и проблему любви. Автор «Человека в футляре» раскрывает ее на примере Беликова и Вареньки Коваленко. Учитель древнегреческого языка, кажется, не умеет любить. Он знакомится с Варенькой, понимает, что начинает испытывать к девушке симпатию. Коллеги помогают этому знакомству развиться в отношения. Беликов даже подумывает о том, чтобы сделать Вареньке предложения. Он долго взвешивает «за» и «против», чтобы «чего не вышло». Как-то между Беликовым и Михаилом Коваленко возникает конфликт. Михаил толкает коллегу, а Варенька только смеется над этой ситуацией. После этого случая Беликов решает не связываться с этими «опасными» людьми.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Актуальность рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Отзыв о рассказе Чехова «Человек в футляре»
  • История создания рассказа Чехова «Человек в футляре»
  • Встречаются ли Беликовы в наше время? (по рассказу Чехова «Человек в футляре»)