Проблематика рассказа Платонова «Песчаная учительница»


Проблематика этого произведения многогранна. Так, на первый план выходит проблема нравственного выбора. Шестнадцатилетняя Мария проходит обучение на педагогических курсах в Астрахани. Через четыре года девушка попадает в село Хошутово, находящееся на краю пустыни. Именно здесь, в этом суровом и мрачном месте, молодой учительнице предстоит жить и работать. Увидев насыпи песка и бедственное положение местных жителей, другая бы на ее месте повернула назад, но не Мария.

Девушка с воодушевлением принимается за работу. Обычная грамота местным ребятишкам не нужна, им и их родителям необходимо выжить в суровых условиях края, и Нарышкина начинает изучать «песчаное дело». Вместе с односельчанами учительница высаживает кусты шелюги, защищающие огороды и способствующие орошению. Жизнь в Хошутово за три года кардинально меняется. Кроме всего прочего, сельчане плетут из веток кустарника корзины и получают дополнительный источник дохода.


Мария же получает приглашение в другое село, Сафуту, чтобы поднять теперь и его до уровня Хошутово. Девушка сомневается лишь минуту. Перед ней стоит выбор - личное счастье или общественно полезное дело. Выбрав последнее, девушка навсегда похоронит свою молодость в этих песках. Но не может Нарышкина поставить собственное благополучие выше благополучия людей и вступает на новый и еще более трудный путь. Оптимизма этой девушке не занимать. Мы в ней уверены: учительница, как и обещала, вернется назад не по пескам, а по лесной дороге. В данной ситуации можно говорить не только о проблеме нравственного выбора, но и о проблеме самопожертвования и подвига во имя других.

А.П. Платонов не оставляет без внимания и социальные проблемы. Власть пренебрегает людьми. И пусть это звучит грубо, но именно так и выглядит по своей сути. Начальство, к помощи которого прибегает Нарышкина, лишь вежливо выслушивает девушку, а дабы закончить неприятный разговор, просто пожимает Марии руку. Реальной же помощи совершенно нет, одни советы. Молодой учительнице приходится практически в одиночку сражаться со стихией, изучать ее особенности, способы борьбы с ней. Зато когда возникает необходимость поднять новое поселение, о Нарышкиной сразу вспоминают. Начальники понимают, что у этой девушки хватит силы духа, чтобы начать все сначала, чтобы показать пример, повести за собой. О ее неустроенной судьбе, отсутствии семьи и детей никто не думает. Этот фактор не берется в расчет.

Подводя итог, мы можем говорить о том, что на страницах своего замечательного рассказа «Песчаная учительница» Андрей Платонович Платонов поднимает разносторонние проблемы: нравственные, социальные, философские.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ рассказа Платонова «Песчаная учительница»
  • Чему подчинена композиция рассказа Платонова «Песчаная учительница»?
  • Роль учителя на селе (по рассказу Платонова «Песчаная учительница»)
  • Отзыв о рассказе Платонова «Песчаная учительница»