Проблематика рассказа Распутина «Уроки французского»


В «Уроках французского» поднимаются нравственные и общественные проблемы.

Среди нравственных выделяются проблемы милосердия и сострадания. Школьный преподаватель помогает рассказчику, несмотря на то что героиня рискует остаться без работы. Учительница делает все возможное, чтобы помочь ученику пятого класса. Она неравнодушна к окружающим людям и готова бороться с обществом, несмотря ни на что. Увольнение не пугает Лидию Михайловна, для нее оказывается важнее помощь мальчику и совершение поистине добрых поступков, которые смогут изменить хотя бы одну человеческую судьбу. Учительница французского показала, что важно быть неравнодушным к чужим проблемам, думать не только о себе, но и о тех, кто окружает нас.

К нравственным относится и проблема добра и зла. Автор рассказа демонстрирует вечную борьбу этих двух противоположных сил. В.Г. Распутин показывает, что добро и зло всегда будут существовать на свете, что каждый человек самостоятельно выбирает свой путь. Несмотря на преобладание в произведении образов-представителей зла, в рассказе наблюдается мысль о победе добра. Ведь поступок Лидии Михайловны помог рассказчику и показал ему, как нужно себя вести.

В рассказе поднимается проблема морального выбора. Каждый герой выбирает собственный жизненный путь. Рассказчик мог бы ожесточиться, так как долгое время встречался только с жестокостью и равнодушием, но главный герой выбирает путь борьбы за истину и справедливость.


Среди общественных можно выделить проблему общественной несправедливости. Директор школы увольняет учительницу, которая желает ребенку только лучшее. Лидия Михайловна, отличающаяся добротой и отзывчивостью, покидает учебное заведение, а Василий Андреевич, не задумывающийся над судьбами детей, продолжает работать и контролировать учебный процесс.

В «Уроках французского» поднимается проблема становления личности. В.Г. Распутин показывает, что внутренние качества человека формируются с самого детства, что на ребенка влияют окружающие люди. Автор доказывает, что для того, чтобы вырастить нравственно чистого, справедливого и благородного человека, нужно на собственном примере показывать, что такое доброта и милосердие.

Помимо этого, в рассказе В.Г. Распутина рассматривается проблема послевоенного времени. Людям приходилось жить в нищете и голоде, надеясь на то, что рано или поздно в их жизни и в стране в целом все наладится. Рассказчик подчеркивает, насколько трудными были эти времена. Его семье совершенно нечего было есть. Еда заканчивалась слишком рано, урожай получался не таким хорошим, поэтому приходилось есть глазки от картошки. Бедность и нищета были свойственны не только рассказчику, а многим людям того времени, и В.Г. Распутин это ярко и подробно иллюстрирует.

Таким образом, в рассказе «Уроки французского» особое место занимает нравственная проблематика. Кроме того, В.Г. Распутин поднимает общественные, семейные и педагогические проблемы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Каким должен быть настоящий учитель? (по рассказу Распутина «Уроки французского»)
  • Учитель в моей жизни (по рассказу Распутина «Уроки французского»)
  • Каким я вижу современного учителя? (по рассказу Распутина «Уроки французского»)
  • Чему учит рассказ Распутина «Уроки французского»?