Проблематика романа Лермонтова «Герой нашего времени»


В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» поднимаются социальные, нравственные и философские проблемы.

Центральной является проблема личности. Автору романа было важно обратить читательское внимание на внутренний мир центрального персонажа, продемонстрировать «историю души человеческой», которая «едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Для М.Ю. Лермонтова важнее не поступки Печорина, а мотивы, в соответствии с которыми он совершил эти поступки.

В романе поднимается проблемы поиска смысла жизни и определения своего предназначения, а также проблемы счастья и разлада мечты и действительности. Печорин стремится найти собственное предназначение и место в обществе, однако все попытки в итоге оказываются тщетными. Главный герой обладает умом, способностью к самопознанию и самооценке, внутренней силой, у него есть сильные стороны характера, однако Печорин не может их реализовать и, следовательно, не может обрести счастье. Все действия Печорина, направленные на поиск смысла жизни, приводят его к разочарованию собственной жизнью и самим собой. Печорин делает несчастными других людей и от этого становится несчастным сам.


Наблюдаются в «Герое нашего времени» и взаимосвязанные между собой проблема воздействия окружающей действительности на дальнейшую жизнь человека и проблема значения собственной личности для дальнейшей жизни человека. Называя Печорина «героем времени» и наделяя других персонажей его качествами, М.Ю. Лермонтов поднимает проблему современного поколения, показывая, что Печорин – типичный представитель 1830-х гг. В романе ярко звучит проблема «лишнего человека». Автор показывает, что многие качества Печорина были рождены окружающей действительностью, однако его жизнь зависела не только от среды, но и от самого себя.

Поднимаются в лермонтовском романе и проблемы любви и дружбы, а также проблемы самопожертвования и ответственности. М.Ю. Лермонтов показывает, что и ради любви, и ради дружбы человек должен быть готов к самопожертвованию, к ответственности за другого человека. Печорин не способен ни к любви, ни к дружбе, поскольку он не готов чем-то жертвовать ради другого человека, не готов нести ответственность за других людей, не готов прощаться со своей свободой, которую, по его мнению, отнимут любовь и дружба.

В «Герое нашего времени» поднимаются проблемы эгоизма и равнодушия. Печорин по натуре своей является эгоистом, который сначала неравнодушен только к собственному существованию, а затем становится равнодушен и к нему тоже.

Важной в романе является проблема судьбы и предопределения. Печорин не является фаталистом, но и не отрицает существование предопределения. Центральный персонаж признает бессилие в борьбе с судьбой, но это признание приводит его не к смирению, а к отчаянным действиям. М.Ю. Лермонтов выражает мнение о том, что человек, даже если предопределение существует, должен действовать, а не мириться, пуская свою жизнь на самотек.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему Печорин «лишний человек»? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • История души человеческой в романе Лермонтова «Герой нашего времени»
  • Почему Печорин и Вернер не стали друзьями? (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Отзыв о романе Лермонтова «Герой нашего времени»