«Пробуждение Нехлюдова» (анализ эпизода романа Толстого «Воскресение»)


В ІІІ-ІV главах первой части романа «Воскресение» Л.Н. Толстой рассказывает об обычном начале дня Дмитрия Ивановича Нехлюдова. Этот эпизод условно можно озаглавить как «Пробуждение Нехлюдова». Центральным участником эпизода является главный герой произведения Дмитрий Нехлюдов. Также в этих главах знакомимся с Аграфеной Петровной – экономкой, которая была горничной покойной матери Дмитрия.

Начинается анализируемый эпизод лаконичным упоминанием того, что измученная переходом Маслова подходила к зданию окружного суда в то время, как её соблазнитель нежился в мягкой постели. Таким образом, автор противопоставляет условия жизни двух героев. Далее он делает антитезу ещё более выразительной, обращая внимание на детали: высокую постель Нехлюдова, его чистую голландскую ночную рубашку, богатую уборную с одеколонами, духами, холенное тело. В начале эпизода также говорится о мыслях Дмитрия Ивановича: «думал о том, что предстоит ему нынче сделать и что было вчера».

Далее автор мастерски вплетает в описание пробуждения Дмитрия Нехлюдова важные моменты его жизни. Читатель узнает о том, что героя тревожат сердечные дела: все думают, что он женится на Корчагиной, но Нехлюдов этого сделать не может из-за связи с замужней женщиной. Таким образом, завязывается внутренний конфликт Нехлюдова, основанный на моральных ценностях. Л. Толстой рассказывает, как Дмитрий сначала не мог устоять от соблазна, а потом не мог разорвать связь без согласия любовницы.

В этом же эпизоде поверхностно раскрывается социальный конфликт. Нехлюдов получает письмо от управляющего имением покойной матери и далее раздумывает над земельными вопросами.


Прямое отношение к событиям, описанным в эпизоде, имеет только Нехлюдов. Агарфена Петровна – второстепенный персонаж эпизода, так же, как и лакей. Второстепенные герои исполняют роль связующего звена между эпизодами. Образ Агарфены Петровны также помогает охарактеризовать Дмитрия. Писатель говорит, что экономка знала Нехлюдова ещё Митенькой. Таким образом, противопоставляется взрослый, испорченный условиями жизни Нехлюдов и юный, чистый Митенька.

Эпизод «Пробуждение Нехлюдова» можно разделить на микроэпизоды. Завязка – рассказ о том, как Дмитрий Нехлюдов нежится в своей постели, а потом вспоминает вчерашний вечер. Развитие событий – рассказ о раздумьях Дмитрия о сердечных переживаниях, чтение письма о земельных вопросах. Кульминация – раздумья о женитьбе. Развязка – решение Нехлюдова о том, что пока не покончил с Марьей Васильевной, по поводу женитьбы ничего не может предпринять.

В анализируемом эпизоде важную роль играют несюжетные элементы: портретные зарисовки, краткие описания интерьеров. Они помогают охарактеризовать героя, акцентировать внимание на некоторых чертах его характера, привычках, условиях жизни. Такую же важную роль играют детали, например, шелковый халат, гладкие белые ноги говорят о богатой жизни героя.

Эпизод «Пробужение Нехлюдова» показывает несколько ироничное отношение

Л.Н. Толстого к Нехлюдову. Писатель показывает читателю изнанку жизни Нехлюдова, предоставляя ему право самостоятельно судить героя. Этот эпизод помогает раскрыть основной конфликт, так как Нехлюдов-богач противопоставляется Нехлюдову, который от всего отказался.

Основная мысль эпизода – никакая роскошь, богатство не может быть дороже чувств, духовных ценностей. Это мысль постепенно развивается в следующих главах.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Анализ романа Толстого «Воскресение»
  • Композиция романа Толстого «Воскресение»
  • «Шествие Масловой на суд» (анализ эпизода романа Толстого «Воскресение»)
  • Проблематика романа Толстого «Воскресение»