«Пророк» - сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова


В 1826 году А.С. Пушкин написал стихотворение «Пророк». Критики восприняли этот стих в штыки, ведь считали, что Александр Сергеевич попытался поднять себя на вершину литературы, предстать пред другими служителями пера и народом Богом литературы. Такое впечатление стихотворение произвело благодаря высокому слогу и интерпретации поэта как помазанника Божьего. На самом же деле, Пушкин пишет не только о себе, он создает общий образ мастера слова, по-новому интерпретируя вечную тему поэта и общества.

Спустя 15 лет, в 1841 году, стихотворение «Пророк» написал М. Лермонтов. Литературоведы утверждают, что это аллюзия на одноименное произведение А. Пушкина. Кроме того, источником для стиха послужила Книга пророка Иеремии (часть Ветхого Завета).

В начале стихотворения А.С. Пушкина описана встреча лирического поэта с «шестикрылым серафимом». Как узнаем позднее, лирический герой – поэт. Ангел легонько коснулся зениц героя, и он стал видеть то, что скрыто от человеческих глаз: «неба содроганье», «гад морских … ход». Следующие преображение коснулось языка лирического героя: ангел вырвал человеческий, который часто «празднословил и лукавил», заменив мудрым жалом змеи. Но даже этого недостаточно, чтобы обычный человек стал истинным поэтом-пророком, поэтому вместо сердца серафим «водвинул» герою пылающий угль.

Только после таких перемен человек стал пророком, которому высшими силами дано нести мудрость людям. Такая интерпретация образа Божьего посланника расходится с библейской, но доступно объясняет читатели, почему стихи некоторых поэтов способны «жечь сердца людей».


Стихотворение М. Лермонтова кажется продолжением Пушкинских строк. Также как и в стихотворении Александра Сергеевича, герою данного произведения некогда было дано «всевиденье пророка». Вот только являлся к нему не ангел, а сам «вечный судья».

Благодаря своему дару, поэт сумел видеть пороки и злобы, стал провозглашать любовь и правду. Вот только люди не понимали его, бросали камни, и, наконец, выгнали из города. Перед тем как отправиться в пустыню, герой посыпал голову пеплом. В этом описание нетрудно узнать библейского пророка Иеремию, который также был изгнан в пустыню.

После изгнания лирический герой одиноко коротает свои дни, наслаждаясь единством с природой. Иногда он выбирается в город, но видит все ту же картину: люди показывают на него, высмеивая перед детьми. Именно это понемногу гасит надежду на возрождение человеческого рода.

Как видим, стихотворения похожи только на первый взгляд, на самом же деле аллюзия только поверхностная. А.С. Пушкин в «Пророке» акцентирует внимание на превращении человека в пророка и роли пророка в обществе. М. Лермонтов рассказывает о жизни после превращения в пророка. При этом, в отличие от Пушкина, он приближает свою интерпретацию к библейской. Стихотворение А.С. Пушкина написано в духе классицизма, М.Ю. Лермонтов создает романтического героя, одинокого со стойким, неповторимым характером.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Фонтан» - сравнительный анализ стихотворений Тютчева и Фета
  • «Памятник» - сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Державина
  • «Узник» - сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова
  • «Аленушка» - сравнительный анализ стихотворений Кедрина и Прокофьева