«Прощание Янко со слепым мальчиком» (анализ эпизода романа Лермонтова «Герой нашего времени»)


Сцена прощания Янко со слепым мальчиком – один из завершающих эпизодов повести «Тамань» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Это не только часть развязки, но и инструмент для реализации таких морально-этических проблем: дружбы, эгоизма, жестокости, жажды денег и пр.

Лодочник Янко и слепой мальчик – контрабандисты. Их соучастницей является ундина. Григорий Печорин, случайно обнаружил их незаконное занятие. Янко и ундина, испугавшись, что их поймают, решили покинуть Тамань. Слепой мальчик стал бы для них обузой, поэтому его без жалости оставили в городе.

За прощанием наблюдаем глазами Григория Печорина. Мужчина затаился неподалеку от места, где разворачивается разговор, после схватки на лодке. Перед диалогом со слепым воспроизведен короткий разговор Янко с русалкой. Девушка рассказала, что слепого она послала. Вскоре читатель понимает, что она отправила мальчишку за чем-то, так как на берегу он появился с мешком.

Обращаясь к мальчишке, лодочник сразу «переходит к делу». Он просит его беречь какое-то место с богатыми товарами. Также он приказывает передать какому-то человеку, что больше не будет ему служить. Судя по всему, послание адресовано главарю контрабандистов. Григорий говорит, что имени его не расслышал. Такой прием помогает придать беседе таинственности. Реплика-послание неизвестному дает возможность понять, что Янко – самолюбивый человек: «поеду искать работы в другом месте, а ему уж такого удальца не найти». Герой умеет набивать себе цену: «кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул».


Далее разговор заходит об ундине. Янко говорит, что девушка поедет с ним. После этого он резко выражается в адрес старухи, с которой жили девушка-контрабандистка и слепой: «пора умирать, зажилась, надо знать и честь». Эта фраза выдает лодочника как человека грубого, не умеющего сочувствовать.

Слепой терпеливо выслушивает Янко, а потом жалобным голосом спрашивает о себе. Лодочник хладнокровно отвечает риторическим вопросом: «На что мне тебя?». В этот момент ундина зовет товарища отплывать и тот вынужден оставить мальчика. Но и напоследок он умудряется обидеть слепого. Янко ложит в его руку «что-то», мы понимаем, что это деньги. При этом он приговаривает: «На, купи себе пряников». Такой жест унизителен, особенно если учесть, что слепой мальчик беззащитен перед лодочником.

Слепой еще надеется на то, что у Янко проснется совесть, поэтому переспрашивает: «Только?». Лодочник бросает ему под ноги еще одну монету, но мальчик ведет себя достойно: не поднимает деньги. Заканчивается эпизод тем, что Янко с ундиной быстро уплывают, а мальчик еще долго, долго плачет на берегу.

Приключение с контрабандистами в целом и сцена прощания Янко со слепым заставляют Григория Печорина задуматься, зачем судьба забросила его сюда. Зачем он потревожил «мирный круг честных контрабандистов»? Эта фраза и читателя подталкивает к раздумьям над причудами человеческой судьбы.

Сцена прощания Янко с мальчиком позволила автору лаконично рассказать о судьбах контрабандистов, а также разоблачить некоторые негативные стороны человеческого характера.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Сцена в лодке» (анализ эпизода романа Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • «Сцена захвата казака-убийцы» (анализ эпизода романа Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Отношение Печорина к дворянскому кругу (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Любимые страницы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»