Пространственная организация пьесы Чехова «Вишневый сад»


В самом начале чеховской пьесы «Вишневый сад» говорится о том, что действие происходит в имении Л.А. Раневской.

В первом действии действие происходит в «комнате, которая до сих пор называется детскою». В третьем действии действие происходит в «гостиной, отделенной аркой от залы». В четвертом действии действие происходит в той же локации, что и в первом действии.

При описании пространства во втором действии упоминается, что «в стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад». В остальных действиях сад можно увидеть в окно. Таким образом, вишневый сад является открытым пространством, с которым связаны все действующие лица и все основные сюжетные линии.

В 1-ом, 3-ем и 4-ом действиях действие происходит в самом доме. Во 2-ом действии действие происходит не в самом доме, а на открытом пространстве. Получается, что в пьесе наблюдается как закрытое (дом, в частности детская и гостиная), так и открытое пространство (вишневый сад).


Кроме того, вишневый сад становится олицетворением всей России (Петя Трофимов утверждает: «Вся Россия наш сад»), следовательно, пространство в пьесе «Вишневый сад» расширяется до всей России.

Стоит отметить, что несмотря на то что все действие происходит в имении, пространство в пьесе расширяется. Любовь Андреевна, Аня, Яша и Шарлотта приезжают из Парижа. Целых 5 лет Раневская жила за границей и туда же она собирается уехать после лишения имения. Упоминается в повествовании ярославская бабушка. В первом действии Лопахин говорит о том, что ему нужно уехать в Харьков. Некоторые герои приезжают в имение и уезжают из него с помощью поезда. Таким образом, с каждым персонажем связана собственная пространственная организация. Более того, вне имения Раневской происходит аукцион, на котором присутствуют Гаев и Лопахин.

При указании пространства во втором действии говорится о «старой, покривившейся, давно заброшенной часовенке», рядом с которой находится камни, которые в свое время были могильными плитами, и старая скамья. Все эти образы-детали подчеркивают обреченность гибели дворянского уклада жизни. Здесь же говорится о том, что «далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город». Уже здесь видна приближающаяся смена эпох, где на смену представителей прошлого Раневской и Гаева придет представитель настоящего Лопахин. А.П. Чехов умело демонстрирует переходное состояние: привычные устои уже рушатся, но новые устои еще туманны, нечетки.

То, что в первом и последнем действиях действие происходит в одном и том же месте, говорит о кольцевой композиции: если в первом действии показана встреча всех персонажей в имении Раневской, то в последнем действии показано прощание большинства персонажей с уже бывшим имением Раневской, которым стал владеть Лопахин. Такая композиция и пространственная организация помогает увидеть неумолимый ход времени, когда одна эпоха сменяется другой. Дом и в особенности детская комната являются привычным пространством многих героев, в первом действии они оказываются в этом месте, благодаря которому они вспоминают прошлое, в последнем действии они прощаются с этим местом навсегда.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проявление авторской позиции в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Конфликт в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Прошлое и настоящее в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Настоящее и будущее в пьесе Чехова «Вишневый сад»