Пугачев в поэме Есенина «Пугачев» и в народном фольклоре


Образ Емельяна Пугачева отразился в народном фольклоре и во многих произведениях художественной литературы. Сравним, как данный персонаж раскрывается в фольклорных произведениях и как он раскрывается в поэме С.А. Есенина «Пугачев».

Для примера проанализируем одну народную песню. В песне «Пугачев ты наш, родимый батюшка» Пугачев назван «родимым батюшкой», «родимым заступничком», «заступником», «родименьким». Здесь используются формы имени с уменьшительно-ласкательными суффиксами: Емельянушка, Емелюшка. В песне выражается мысль о том, что Пугачев хотел следующее: чтобы у народа была свобода, крестьяне получили землю, было равноправие, у крестьян была счастливая жизнь, они не страдали от голода и болезней. По этой причине, как отмечается в песне, Пугачев «за честной народ пошел» на бунт. В песне выражается мысль о том, что русский народ горевал и тосковал по Емельяну Пугачеву, которого казнили, что он остался в памяти у народа. Представители русского народа считали Пугачева законным царем, а после его смерти считали себя сиротами.

Такое понимание образа Емельяна Пугачева наблюдается во многих других русских народных песнях («Из Гурьева городка», «Пугачев в темнице», «Уральские казаки», «Пугачев казнен»). В них показано положительное отношение народа к Емельяну Пугачеву. Для представителей народа он стал заступником, настоящим богатырем. В народных песнях выражается уважение, благодарность и любовь народа к Пугачеву. Простым людям было жаль своего заступника, которому пришлось попрощаться с жизнью ради народа.


Трактовка образа Емельяна Пугачева С.А. Есениным близка к народной позиции. В поэме, несмотря на самостоятельность изображения пугачевского восстания, наблюдаются фольклорные мотивы. Пугачев изображен в поэме как народный герой, который поднял бунт, о котором думали многие представители народа, но не могли его совершить. Как отмечается в повествовании, народу был «нужен тот, кто б первый бросил камень». И этим человеком стал никто иной, как Емельян Пугачев.

С.А. Есенин идеализирует героя, показывая, что вся его деятельность направлена на благо простого народа. Пугачев поднимает бунт не из собственных целей, он не стремится к власти ради власти. Наоборот, Пугачев думает лишь о народе и его судьбе, пытается добиться общественной справедливости.

С самого начала повествования звучит настроение трагичной обреченности, которое прослеживается на протяжении всего повествования. Это говорит о том, что Емельян Пугачев знал, что то, что он поднял бунт, скажется на нем негативно, однако он не может спокойно смотреть на тяготы русского народа. Пугачев осознанно жертвует своей жизнью, чтобы помочь простым мужикам.

Подытоживая, и в народном фольклоре, и в есенинской поэме Емельян Пугачев представлен как народный заступник, который жертвует собой ради блага простого народа. Образ Пугачева трагичен в обоих представлениях, авторы выражают сожаление по поводу гибели Пугачева.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отзыв о поэме Есенина «Пугачев»
  • Авторское отношение к Пугачеву в поэме Есенина «Пугачев»
  • В чем принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным?
  • Сравнительная характеристика Пугачева Есенина («Пугачев») и Пушкина («Капитанская дочка»)