Рабочая слободка в романе Горького «Мать»
Роман «Мать» Максима Горького принято считать настольной книгой революционеров не только в России, но и в других странах мира. Произведение это увидело свет сразу после первой революции, в 1906 году.
Автор показывает нам слободу Сормово. В настоящий момент это одна из частей города Самары.
Итак, с чего же начинается этот знаменитый роман? Горький рисует жизнь фабричной слободки, изображает ее просто и ясно, без прикрас, такой, какой она была на самом деле. Писатель намеренно заостряет внимание читателей на самых безобразных сторонах этой жизни. Люди угрюмы, их ничего не радует, все действия определены фабричным гудком. Автор сравнивает слободских жителей с тараканами, которые каждое утро испуганно выбегают из своих домишек и направляются к зданию фабрики. Для Горького это не просто предприятие, это злая сила, направленная против человека. Вечером же ворота буквально выплевывают жителей слободки обратно.
По праздникам эти люди хотят хоть немножко отвлечься и отдохнуть, много пьют, а потом устраивают драки. Они ссорятся с женами, которые ждут их дома, бьют их, не зная, на ком выместить злобу, накопившуюся в душе. Такую бессмысленную жестокость даже не хочется осуждать, она естественный отклик на безобразное существование. Люди просто теряют человеческий облик.
И вот в такой обстановке организуется кружок, во главе которого становится Павел Власов, молодой человек, с первых строк романа отличающийся от других. Он не умеет так пить, как остальные, для него интереснее посидеть с удочкой на берегу. Бранных слов он не употребляет. Этот юноша увлекается запрещенной литературой и, чтобы ее достать, ходит в город. Павлу необходимо узнать правду, а потом повести за собой людей, поднять их в борьбе за изменение жизни в лучшую сторону.
Павел играет центральную роль в жизни всей слободки, Горький связывает его невидимыми нитями буквально со всеми героями романа. Объединяющим звеном кружка людей, собирающихся в доме у Власовых, становится именно Павел. Сын сразу предупреждает мать, что по субботам к ним будут приходить запрещенные люди. Увидев, кто к ним относится, Ниловна удивлена до глубины души: молодые красивые лица никак не вяжутся с образом запрещенных людей, в душе женщины они вызывают только теплые чувства, а временами и самую настоящую тревогу, ведь эти, по сути, дети ввязались в опасную игру. Но Павел уже не может свернуть с намеченного пути, социал-демократические теории становятся делом его жизни. Он даже отказывается от любви, чтобы не потерять себя для общего блага.
Кружок состоит из разных людей, приходят и городские жители, но есть в нем и слободские, здешние, парни, которых Ниловна встречала и раньше. Так, значит, среди фабричных людей есть еще те, которые не потеряли себя, которые готовы вступить в борьбу с существующим порядком. Да, они есть, и благодаря им существует надежда, что все еще можно изменить, можно начать жить по-новому, можно отправиться вслед за Павлом Власовым и его товарищами.