Реальный мир в рассказе Набокова «Слово»
Уже более пятидесяти лет критики много говорят и спорят о феномене стиля русского и американского писателя В.В. Набокова. И хотя его творческое наследие оценивают по-разному, имя его известно во всем мире.
Говорить об изображении реального мира в небольшом рассказе «Слово» нельзя, без знакомства с некоторыми фактами биографии писателя.
Так, будущий писатель Владимир Набоков родился в 1899 году. Его детство прошло в Петербурге и старых дачных усадьбах Выра, Батово, Рождествено- именно их мы узнаем в воспоминаниях главного героя рассказа.
После свершившейся революции и начавшейся гражданской войны семья писателя оказалась в Крыму, а весной 1919 года они эмигрировали в Европу, в Германию.
В Берлине Набоков нуждался, ему приходилось давать уроки русского и английского языков, а также работать тренером по теннису. Берлинская газета «Русь», которая издавалась специально для русских эмигрантов начала печатать его стихи, рассказы и кроссворды, именно там и был напечатан рассказ «Слово» в 1923 году.
В 1940 году Набоков с семьей эмигрировали в Америку, а в Россию он больше никогда не вернулся, хотя всю жизнь тосковал по ней. Его детские и юношеские воспоминания остались единственной ниточкой, связывающей его с оставленной, но любимой родиной.
Со временем эти воспоминания нисколько не тускнеют, а наоборот, приобретают четкость и яркость, а также становятся живительным источником, подпитывающим необычный талант писателя.
Например, в поэме «Детство» он прямо заявляет, что вся его жизнь вдали от России только сон, он всегда мечтал проснуться себя Дома, на Родине, потому что именно там осталось счастье.
И в рассказе «Слово» автор во сне оказывается в Раю, этим он указывает, что жизнь в Европе после разграбленной и разрушенной России, это рай, но он страдает и мучается страданиями своей Отчизны. Именно во сне он хочет получить ответ на вопрос: как помочь его Родине, которая «мучается в страшных мороках»?
И, наверное, потому, что Дом автору видится только в старой усадьбе в оставленной, но такой любимой России, он в течение все жизни так и не приобрел собственного дома.
В рассказе «Слово» реальный мир показан в воспоминаниях автора и чисто эпизодически. Смертный человек, обращающийся к небожителю, говорит бессвязно о вещах обыденных: о старой усадьбе, о половицах желто-коричневого пола, которые так приятно блестят в свете солнечных лучшей, о старом овальном зеркале на стене, о синих школьных тетрадках с первыми стихами о любви, о малиннике за домом и старых цветущих липах, а также о сером поросшем мхом валуне.
Все эти воспоминания детства и называются отчим домом и вызывают мучительную тоску по России.
Рядом со страстным желанием возвращения в старую Россию, которое с годами становится все более нереальным, у В.В. Набокова появляется возможность иметь идеальный образ Дома, который проявляется во всех его произведениях. Так в уста одного своего героя автор вкладывает слова: «…увез с собой от нее (России) ключи». Но во всех его поздних произведениях мы обнаруживаем узнаваемые черты российских мест, знакомых автору с детских лет.