Реальное и фантастическое в балладе Жуковского «Светлана»


Баллада традиционно относится к жанру лиро-эпической поэзии, в основе которой переплетены фантастика и реальность. Произведение Василия Андреевича Жуковского строго следует этому пути и представляет собой непревзойденный образец классической баллады.

В основу стихотворения легло реальное событие: действие происходит накануне Крещения. Девушки-подружки решили погадать на суженого, испытать счастье. Исстари на Руси знали немалое количество обрядов, посвященных попыткам узнать свою судьбу. Персонажи Жуковского перепробовали практически все известные методы: бросали за ворота башмак, отливали воск, прислушивались к голосам за окном, опускали в чашу с водой драгоценности, пели подблюдные песни.

Автор поясняет, что в момент гаданий реальный жених Светланы находится в долгой поездке уже примерно год. Это – реальное событие настоящего момента.

Светлана грустит, переживает и томительно ожидает хоть какой-нибудь весточки от любимого. Время также является реальной категорией.


Наконец, перепробовав все безобидные гадальные способы, девушки отваживаются на самый страшный. Во все времена считалось, что обряды, связанные с сумраком, зеркалами и уединением, несут темный заряд и относятся к области черной магии. Человек, преодолевает границу светлого, божественного, реального начала и попадает в темное пространство потустороннего мира. Именно это и происходит с главной героиней: Светлана, поддавшись искушению, попадает в мир зазеркалья. Здесь уже начинается сфера фантастического, необъяснимого.

Героиня вдруг видит образ любимого человека, который возникает ниоткуда. Тихий, вкрадчивый шепот вещает: «укротились небеса, твой услышан ропот…» Нетрудно понять, что это шепчет сам Дьявол, ведь героиня, осмелившаяся «роптать», уже отступает от пути Господа. Именно темные силы стремятся «укротить» небеса и подчинить все своей воле.

Далее Светлана переносится в заснеженное пространство, царство хаоса и тьмы. Все как-то странно: унылый, мертвенно-бледный жених, ледяная дорога… Казалось бы, нужно радоваться, но сердце подсказывает обратное. Храм, к которому кони привозят чету, оказывается обителью темных сил, а гласящий пугающим басом поп – посланником дьявола. Гроб, панихида, черный ворон – все это знаменует царство темного, фантастического, трагически-неразрешимого.

Светлана сжимается от ужаса, но где-то, в глубине ее души, еще тлеет вера в чудо. И чудо наступает: героиня набредает на огонек одинокой избушки, где ее ожидает помощник светлых сил, белоснежный голубь. Он садится на грудь все еще тянущему свои страшные объятия мертвецу, и он отступает.

Героиня понемногу приходит в себя и начинает иступленно молиться… Все понемногу рассеивается, и Светлана, потеряв чувства, просыпается в своей постели. Снова светлая, жизнеутверждающая реальность, а все необъяснимо-фантастическое отходит прочь. Это был всего лишь сон, в который, очевидно, впала героиня, утомленная ночными ритуалами.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Образ Светланы в балладе Жуковского «Светлана»
  • Образы-символы в балладе Жуковского «Светлана»
  • Почему Жуковский начинает балладу «Светлана» с описания крещенского гадания?
  • Тема веры и верности в балладе Жуковского «Светлана»