Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Невский проспект»


В повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» происходит смешение реального и фантастического, что является одной из особенностей всего произведения.

Реальное проявляется в том, что Н.В. Гоголь правдиво проиллюстрировал современный ему Петербург. Уже то, что автор обращается к реальному, а не вымышленному городу с его достопримечательностями и местами, указывает на реалистичность повествования.

Автор показал отсутствие нравственных ценностей в обществе. Здесь нет здоровой и искренней любви, нет настоящей дружбы, нет истинной красоты, есть только корысть и желание улучшить собственную жизнь, даже если ради этого придется идти по головам. Писатель демонстрирует, что людям важнее внешний облик человека, его положение в обществе, а внутренний мир остается совершенно никому не нужным. Н.В. Гоголь обличает существующие в то время общественные и общечеловеческие пороки. И ирония, которую используется автор, становится инструментом выражения не фантастического, а реального.


Фантастическое проявляется в повести благодаря образу Пискарева. Он представлен в двух мирах: реальном и ирреальном. Когда Пискарев влюбляется в брюнетку, которая оказывается девушкой легкого поведения, он ищет счастья в сновидениях. Сны Пискарева олицетворяют фантастику, а его пробуждение вновь возвращает читателя в реальный мир. В повествовании отмечается, что Пискарев «спал наяву и бодрствовал во сне». Для художника жизнью стал сон, а реальность перестала приносить хотя бы какое-то удовлетворение. Появление снов делает повествование полумистическим, полуреальным-полуфантастическим. Автор повести показывает, что Пискарев стремится в мир мечты, мир иллюзии, отказываясь от мира реального. По мере отказа от реального мира Пискарев сначала изображается конкретно, реально, а затем абстрактно, как представитель чего-то фантастического. Со временем Пискарев сливается с ирреальностью, уже не воспринимая реальную действительность.

Раскрывая разные судьбы Пискарева и Пирогова, Н.В. Гоголь показывает, что Пирогов остается в мире реальном, а Пискарев отказывается от такого мира. Это показывает, что реальное и фантастическое сосуществуют, ни одно из этих начал ни выигрывает, ни проигрывает. Они тесно переплетаются даже там, где, казалось бы, правит реальность.

То, что Н.В. Гоголь наделяет Петербург человеческими качествами и делает его одним из действующих персонажей, подчеркивает фантастичность повествования, которая тесно сплетается с реальностью.

Смешение реального и фантастического происходит также благодаря тому, что жители Петербурга, которые, казалось бы, живут реальной жизнью, от настоящей жизни ничего не имеют. Их существование наполнено призрачными иллюзиями и ложными ценностями. Петербург описывается Н.В. Гоголем как город, в котором «все обман, все мечты, все не то, чем кажется!». В этой фразе подчеркивается нереальность людского существования, миражность и фантастичность в условиях реальной жизни.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Романтизм и реализм в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Мечта и реальность в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Правда и ложь в повести Гоголя «Невский проспект»
  • Проблематика повести Гоголя «Невский проспект»