«Ребёнок – не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь» (по очерку Короленко «Парадокс»)


«Ребёнок – не сосуд, который надо заполнить, а светильник, который нужно зажечь». С этими словами сложно не согласиться, прочитав произведение В.Г. Короленко, очерк «Парадокс».

Как часто, родители или педагоги совершают одну и ту же ошибку: воспитывая ребенка, они, в первую очередь, заполняют его мозг догмами, воздействуя словесно. Воспитанник слушает это, заполняя свой «сосуд», однако, в большинстве случаев, это происходит без «искры», то есть без особого энтузиазма и вдохновения. Знания просто откладываются в голове и при этом далеко не всегда их обладатель ими пользуется, поскольку они нудны и скучны, не вызывают восторга.

Именно поэтому педагогам необходимо в первую очередь позаботиться о том, чтобы ребенка «зацепило» то, что они пытаются вложить в его голову, а для этого потребуется приложить больше усилий. Дети любят играть, и важно преподнести знания в форме игры, сделать воспитание нескучным и однообразно-монотонным. Важно показывать все своим примером, заразить вдохновением, чтобы воспитанники по-настоящему поверили, захотели стать таким, как этот взрослый. Произведение В.Г. Короленко «Парадокс» отлично иллюстрирует этот момент воспитания.


Ян Залуский, калека от рождения, без обеих рук произносит важную истину: «Человек создан для счастья как птица для полета», разворачивая перед очевидцами целое представление. При этом он отнюдь не фальшив, не наигран, поскольку все происходит естественно. По сути, он просто показывает свой образ жизни. Общаясь с публикой, он отпускает шутки, весело подтрунивая над самим собой: по его словам, природа «забыла» «приклеить» ему руки, но это ему ничуть не мешает дать взбучку своим племяшам-непоседам, ведь он прекрасно справляется ногами, когда это требуется. Ян искренен, светится озорством и вдохновением, не обращая внимания на свои физические недостатки.

Он не жаден, в нем нет тяги к стяжательству: лишь бы племянникам на хлеб хватило. Это доказывает тот эпизод, когда калека отдает серебряную монету первому нищему, поскольку убежден, что необходимо помогать другим. Юные зрители усвоили важную вещь: счастье заключается вовсе не во внешности, отменном здоровье и богатстве, это – состояние, которое источает душа человека. Нужно делать добро другим, не гоняясь за благами, не испепеляя себя злобой и завистью более к успешным и красивым. Важно при этом, то, что мальчики были впечатлены словами и поступками калеки, они получили вдохновение и посыл, как надо жить.

Примечательно, что незадолго до встречи с ним они получили целый ряд нравоучений от лакея Павла, но не ощутили от этих словесных наставлений ничего, кроме чего-то тягостного и разочаровывающего. Теперь же, после встречи с «феноменом» молодые люди поняли, насколько пусты их занятия и фантазии, что есть на свете что-то гораздо более важное. Впечатление было настолько сильным, что они не могли спокойно спать: очевидно, их затронул парадокс, касаемый внешности и внутреннего содержания героя.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему очерк Короленко назван «Парадокс»?
  • «Человек создан для счастья, как птица для полета…» (по очерку Короленко «Парадокс»)
  • Главная мысль очерка Короленко «Парадокс»
  • Отзыв об очерке Короленко «Парадокс»