Речевые характеристики персонажей в пьесе Чехова «Вишневый сад»


Речь персонажей пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» во многом характеризует их. Речь каждого персонажа демонстрирует, с одной стороны, типичные признаки той группы – прошлое, настоящее или будущее –, к которой он принадлежит, с другой стороны, его индивидуальные черты.

Речь помещицы Любови Андреевны Раневской наполнена различными художественно-выразительными средствами: эпитетами, метафорами, сравнениями. Раневская часто повторяет одни и те же слова, добавляет к словам уменьшительно-ласкательные суффиксы, пользуется одинаковыми синтаксическими конструкциями, использует в своей речи риторические восклицания, делает многозначительные паузы. Это говорит об эмоциональности героини, о ее чувствительности и впечатлительности. Именно эти черты являются индивидуальными чертами Раневской, причем они часто бывают излишними и ложно патетическими.

Если Раневская пытается говорить красиво и утонченно, то речь Гаева отличается разговорно-просторечным характером. На это указывает и его «Кого?», которое говорится невпопад, но выражает презрение по отношению к другим персонажам. Особенностью речи Гаева становятся слова, связанные с бильярдом, с их помощью, кажется, он может описать все свои ощущения и переживания. Герой любит декламировать, для Гаева то, как он говорит, становится важнее того, о чем он говорит.


Речь представителя настоящего Лопахина двойственна. Вращающийся в кругах интеллигенции Лопахинпытается пользоваться литературной и даже возвышенной лексикой, однако из-за отсутствия явной образованности он опошляет такую лексику. Стремление говорить как образованные люди сочетается с употреблением просторечных выражений. В речи Лопахина наблюдаются и иностранные слова, слова купеческого слоя, которые демонстрируют его принадлежность к настоящему, и просторечные выражения и фразеологизмы, которые демонстрируют деревенское происхождение Лопахина.

Речь представителя будущего Пети Трофимова отличается пропагандистским характером. Герой хорошо владеет словом, у него богатый словарный запас, он использует образную и метафоричную лексику, высказывает мнение очень эмоционально и риторично, часто использует восклицательные и побудительные высказывания для того, чтобы разоблачить прежнее и пропагандировать новое. Речь Пети Трофимова является разоблачающей, убеждающей и призывающей.

Аня Раневская пользуется литературной лексикой, речь героини, устремленной к лучшему будущему, эмоциональна и сентиментальна, она благозвучна, в некоторых моментах даже стихотворна и музыкальна.

Индивидуальной речью владеют и второстепенные персонажи пьесы. Речь Вари довольно разностороння, в ней можно встретить и практически-деловую, и ласкательно-обходительную, и бранную, и религиозную лексику. Речь конторщика Епиходова плохо поставлена, косноязычна, просторечна и загромождена вводными конструкциями. Речь Симеонова-Пищека бедна и примитивна, кратка и прерывиста, он пользуется просторечной лексикой и в попытках найти деньги использует в обращениях ласкательные и почтительные эпитеты. Речь старого слуги Фирса просторечна и в то же время почтительна. Речь лакея Яши бедна и невежественна, суха и безэмоциональна, вульгарна и пошла, ему характерно смешение книжной и просторечной лексики. Горничная Дуняша, подражая господам, пытается говорить возвышенно, однако речь становится вульгаризированной, упрощенной, искусственной и даже комичной. Для гувернантки-немки Шарлотты свойственно обращение к немецкому языку и ошибки в строительстве слов, словосочетаний и целых фраз.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Лирический подтекст в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Приемы создания характеров в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Монологи персонажей и их роль в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Звуковой образ в пьесе Чехова «Вишневый сад» и его смысловая значимость