Революционная интеллигенция в романе Толстого «Воскресение»


В романе «Воскресение» Л.Н. Толстой показывает разные слои революционного общества: дворянство, крестьян и, наконец, интеллигенцию. Каждый из слоев представляет несколько героев. Революционеры-интеллигенты – Вера Богодуховская, Набатов, Симонсон и Новодворов. Все з перечисленных героев, кроме Новодворова, занимались просветительской деятельностью в глубинке. Они просвещали народ, доносили революционные идеи, за что и были арестованы.

Вера Богодуховская познакомилась с Дмитрием Нехлюдовым, когда тот заехал в Новгородскую губернию на медвежью охоту. Женщина тогда попросила у барина денег на курсы, потом он узнал, что Вера Ефремовна революционерка. Богодуховская рассказала, что окончила акушерские курсы, некоторое время работала на фабрике, где пропагандировала революционные идеи. Богодуховскую Л. Толстой изображает как добрую женщину, готовую жертвовать своей жизнью ради успеха своего дела.

Набатов – выходец из народа. Он родился в крестьянской семье, окончил гимназию и решил, что «пойдет в народ». Какое-то время был писарем в большом селе, читал крестьянам книги. За это и был арестован. Потом устроился учителем. Его несколько раз арестовывали, но Набатов лишь укреплялся в своих убеждениях и продолжал свою деятельность, настолько это позволяли обстоятельства.

Набатов имел свои взгляды на революцию. Мужчина считал, что она не должна рушить всё. Революция должна была лишь по-другому распределить то, что уже имело общество. В этом герой не сходился с почитаемым революционером Новодворовым. Интересно, что на религиозные вопросы герой смотрел по-крестьянски, не углубляясь в метафизические аспекты.


Владимир Иванович Симонсон был сыном интендантского чиновника, но от денег отца отказался. Герой считал, что они заработаны нечестным путём. Владимир Иванович стал сельским учителем. Он пытался бороться с корнем зла – необразованностью. Его арестовали. Как и Набатова, арест, ссылки не сломали Симонсона.

Взгляды Симонсона кажутся оригинальными, если их сравнить со взглядами других революционеров. Например, он сравнивал людей с фагоцитами, считал, что всё вокруг живое. По мнению Симонсона, люди вступают в браки, чтобы служить большому живому.

На примере Новодворова Л.Н. Толстой показывает негативный тип революционера-интеллигента. Новодворов был руководителем партии. У него было много последователей. Революционер был высокого мнения о себе, но выдающимися умственными способностями не отличался. Он, просто, обладал способностью точно передавать чужие мысли. Его очень хвалили в гимназии, университете, но после окончания учебных заведений этих способностей оказалось не достаточно. Новодворов утратил первенство.

У него отсутствовали нравственные и эстетические свойства, благодаря этому он и стал руководителем партии. Новодворов любил подчинять. Ему удавалось склонить к своим взглядам молодых.

Таким образом, революционная интеллигенция в романе Л.Н. Толстого «Воскресение» – люди, которые пожертвовали своей жизнью ради лучшей жизни народа. Только Новодворов отличается от других. Революция для него – лестница к самоутверждению.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • «Нехлюдов, его мытарства и прозрение» (по роману Толстого «Воскресение»)
  • История создания романа Толстого «Воскресение»
  • Смысл названия романа Толстого «Воскресение»
  • Антитеза в романе Толстого «Воскресение»