Роль эпилога в романе Тургенева «Отцы и дети»


Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» состоит из 28 глав, последняя из которых является эпилогом. Посредством нее писатель приоткрывает занавес дальнейшей судьбы главных героев, усиливает звучание ключевых идей.

Эпилог И.С. Тургенев начинает упоминанием о том, сколько времени прошло после смерти Евгения и переломных событий в жизни других главных героев. Далее он подает пейзажную зимнюю зарисовку, раскрашенную пастельными и яркими красками: «белая зима», «розовый иней», «бледно-изумрудное небо», «кровавая заря». Сразу после описания зимнего дня, Иван Сергеевич изображает семейную трапезу в марьинском доме. Зимний пейзаж придает выразительности домашней, уютной атмосфере, а также отображает спокойствие, воцарившееся в душах Аркадия Кирсанова, Кати Одинцовой, Николая Петровича Кирсанова и Фенечки.

Интересно, что рассказ о семейном вечере начинается описанием внешности главных героев. Автор представляет их так, будто бы они старые знакомые не только его, но и читателя: «знакомцы наши изменились в последнее время…». Все они «похорошели», «возмужали» и только Павел Петрович похудел. Особое внимание Иван Сергеевич обращает на Фенечку. Она хорошо одета, ухожена. Так автор показывает, как простая девушка превращается в барышню. Вот только вид Фенечки выдает ее смешанные чувство. Она словно стыдится этих перемен и чувствует себя виноватой.


И.С. Тургенев отмечает, что застолье больше похоже на «простодушную комедию», так как герои пытаются прислужить друг другу, но делают это с предупредительностью. Спокойно себя чувствует только Катя. Далее оказывается, что Кирсановы собрались, чтобы провести Павла Петровича. Домочадцы говорят тосты, а Катя предлагает мужу напомнить о Базарове, но тот не решается промолвить это громко. Эта деталь красноречиво показывает отношение дворян к тем, чьи взгляды расходятся с их устоями. Даже молодое поколение, разделявшее мнение нигилиста не может набраться смелости пойти против старших.

На этом рассказ о семейном вечере прерывается. И.С. Тургенев признается, что на этом можно было бы закончить, но понимает: некоторым героям было бы интересно узнать дальнейшую судьбу каждого «из выведенных нами лиц». Иван Сергеевич коротко говорит о жизни Анны Сергеевны, семьях Аркадия и Николая Петровича Кирсанова.

Отдельный абзац посвящен Павлу Петровичу. Оказывается, мужчина уехал в Дрезден на лечение, да там и остался. Но свои «принсыпы» герой так и не предал: он общается с англичанами и остается славянофилом. Отношение к Отчизне у него странное. Русского мужчина не читает, единственное, что напоминает ему о Родине – серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя. Хотя «наши туристы» очень любят заезжать к Кирсанову. Это описание разоблачает «лжепатриотизм» многих дворян.

Завершается эпилог описанием сельского кладбища, где похоронен Евгений Базаров. Место печальное, унылое. Среди других могил есть одна, к которой не смеет касаться человек, не приходят животные. Это могила Базарова. Она обвита растениями. Спокойствие природы контрастно бунтующему сердцу молодого нигилиста, укрытого землей. Таким образом автор, кажется, намекает на то, что любые идеи появляются и исчезают, вечна ж лишь природа.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Проблема поколений в романе Тургенева «Отцы и дети»
  • Почему Тургенев назвал Базарова «лицом трагическим»?
  • Особенности языка романа Тургенева «Отцы и дети»
  • Нужны ли Базаровы России? (по роману Тургенева «Отцы и дети»)