Роль Евангелия и евангельских мотивов в романе Достоевского «Преступлении и наказании»


В написанном Ф.М. Достоевским романе «Преступление и наказание» особую роль играет Евангелие. Книга «Евангелие» появляется в самом повествовании, выполняя важные функции во всем произведении. Кроме того, в романе есть многие евангельские мотивы.

С евангельскими мотивами тесно связан образ Сонечки Мармеладовой. Ф.М. Достоевский демонстрирует присущие героине способность к состраданию, способность к самопожертвованию, доброту и любовь ко всем окружающим. Соня Мармеладова – яркий пример того, как человек живет в соответствии с заповедью «Возлюби ближнего своего». Образ Сони Мармеладовой, отличающейся духовной чистотой, но совершившей грех блуда, отсылает читателя к 8 главе Евангелия от Иоанна, в которой говорится о том, что Иисус сказал женщине, которую обвиняли в грехе прелюбодеяния, следующие слова: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». С образом Сонечки Мармеладовой связан мотив жертвы: героиня берет на себя крест – заботиться о своей семье, даже если ей придется переступить через себя. Затем Сонечка берет на себя другой крест – она отправляется вместе с Раскольниковым в Сибирь.

Приведенные выше слова из Евангелия от Иоанна находят отражение в романе. Автор не дает окончательного приговора своим персонажам. Он не обвиняет Соню Мармеладову и не упрекает ее, давая ей шанс на другую, лучшую жизнь, в которой уже не будет совершения греха. Дает шанс писатель и главному герою, который отправился за свое преступление на каторгу и встал на путь воскресения души.


Находясь на каторге, Родион Раскольников просит у Сонечки Мармеладовой книгу «Евангелие». Эта книга становится символом возникающих у главного героя сомнений и душевных противоречий. Раскольников берет Евангелие, но читать его начинает не сразу. Автор показывает, что центральному персонажу еще нужно время, чтобы встать на путь очищения.

Впервые книга «Евангелие» встречается в повествовании в той же главе, в которой показывается, что Раскольников намекнул Соне Мармеладовой о своем преступлении – убийстве старухи-процентщицы. Автор показывает, что главный герой думает о том, чтобы отказаться от своей теории о «тварях дрожащих» и «право имеющих», что он задумывается о воскресении собственной души, ведь Раскольников сам просит Соню прочитать ему о воскресении Лазаря. Автор показывает, что Родион Раскольников еще не хочет признаваться самому себе в том, что он хочет очиститься от греха, но подсознание главного героя не обманывает читателя.

Евангелие в эпилоге помогает увидеть, что Раскольников начинает постигать христианские идеи. Писатель не говорит о том, что Раскольников уже возродился и очистился от греха. Он говорит о том, что главный герой только встал на этот путь воскресения души. И Евангелие помогает понять, что же будет за рамками произведения.

Ф.М. Достоевский использовал множество символичных образов, которые так или иначе связаны с верой и религией. Все евангелиевские мотивы помогают автору выразить главную христианскую идею – любить своего ближнего.



Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнителная характеристика Раскольникова и Порфирия Петровича
  • «Неисповедимы пути, которыми находит Бог человека» (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)
  • Смысл названия романа Достоевского «Преступление и наказание»
  • Пословицы в романе Достоевского «Преступление и наказание»