Роль женских образов в комедии Гоголя «Ревизор»


В комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» есть несколько женских образов: Анна Андреевна, Марья Антоновна, жена Хлопова, Февронья Петровна Пошлепкина, жена унтер-офицера Иванова, жена Коробкина, служанка и гостьи.

Вводя в повествование женские образы, Н.В. Гоголь подчеркивает, что в центре внимания находятся не только чиновники, но и другие слои населения. С помощью женских образов автору удалось расширить картину описываемого, поднять не только общественные, но и семейные проблемы.

Анну Андреевну и Марью Антоновну можно назвать довольно важными персонажами. С их помощью раскрывается порочная сущность светского общества. Мать и дочь думают лишь о том, как хорошо выглядеть, как преподнести себя в обществе. Для героинь приезд ревизора становится необычным явлением, поскольку в городе не так часто появляются новые лица. Марья Антоновна и даже замужняя Анна Андреевна рассматривают ревизора как любовный объект. Им важно только то, что он является влиятельным человеком в Петербурге, им нет дела до его внутренних качеств. Мать и дочь воспринимают друг друга как соперниц, поэтому постоянно ссорятся и спорят друг с другом, что вновь доказывает, что социальный статус в светском обществе намного важнее семейных отношений.

Служанку, Пошлепкину, жену унтер-офицера, жену Хлопова, жену Коробкина и гостьи можно назвать эпизодическими персонажами.

Служанка выполняет прихоть Анны Андреевны и бежит посмотреть на ревизора, чтобы передать Анне Андреевне информацию о нем.


Февронья Петровна Пошлепкина – слесарша. Несмотря на то что городничий незаконно отдал мужа героини в солдаты, образ слесарши не вызывает никакого сочувствия у читателя, поскольку она бескультурная, невежественная женщина.

Жена унтер-офицера Иванова появляется в повествовании сначала как внесценический персонаж: читатель узнает, что за последние 2 недели была высечена жена унтер-офицера. Когда к Хлестакову, которого приняли за ревизора, приходят с жалобами, жена унтер-офицера сетует на городничего, который ни за что высек ее. Образ унтер-офицерской жены выполняет несколько функций: во-первых, демонстрирует произвол власть имущих, во-вторых, демонстрирует порочность простых людей, ведь героиня просит денежную компенсацию за то, что ее высек городничий.

Жена смотрителя училищ Хлопова, жена отставного чиновника Коробкина и другие гостьи появляются в повествовании, когда появляется новость о том, что Хлестаков, которого приняли за значительное лицо, сделал предложение дочери городничего Марье Антоновне. Некоторые жены чиновников приходят со своими мужьями, чтобы поздравить семейство Сквозник-Дмухановский и получить выгоду от знакомства с ними. Они наполнены завистью, однако, чтобы добиться собственных корыстных целей, они пускают в ход лесть. Н.В. Гоголь показывает, что жены чиновников ничем не отличаются от своих мужей.

Жена Хлопова выполняет и другую функцию: Н.В. Гоголь намекает, что именно она является главой семейства Хлоповым, так как она намного свободнее ведет себя в обществе, чем ее муж Лука Лукич Хлопов.

Еще одни женские образы являются внесценическими: жена Добчинского, дети которых похожи не на Добчинского, а на Ляпкина-Тяпкина; дочери Ляпкина-Тяпкина, от которых внешне хочет отличаться Марья Антоновна; дочь Земляники, купеческая дочка, с которой «перемигнулся» Хлестаков до того, как его приняли за ревизора.

Одними или несколькими деталями раскрывая женские образы, Н.В. Гоголь смог продемонстрировать образ уездного города N со всех его сторон.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Почему ничтожного Хлестакова принимают за важное лицо? (по комедии Гоголя «Ревизор»)
  • Какие общественные и нравственные пороки обличает Гоголь в комедии «Ревизор»?
  • Сатирический портрет безымянного города в комедии Гоголя «Ревизор»
  • Каково значение образа Осипа в комедии Гоголя «Ревизор»?