Роль песен в пьесе Островского «Снегурочка»


Одна из особенностей пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» – песни. Их автор вплел в каждое действие. Все песни заимствованы из фольклора, но в некоторые из них автор внес незначительные изменения. Какова же их роль в пьесе?

Музыкальные произведения являются средством психологизма: они помогают автору передать внутреннее состояние действующих лиц.

При помощи песен дается дополнительная характеристика действующим лицам. Например, когда Снегурочка дает Лелю цветок, пастух поет ей песню о сиротинке-девушке. Этими словами парень характеризует саму Снегурочку. Он поет, что девушка «без привета высохнет». Эти слова хорошо отображают внутреннее состояние красавицы. Девушка «без призору выросла». Правда, детсьво и юность Снегурочка в тереме посреди леса, редко видела родителей – Деда мороза и Весну-Красну.

Снегурка также отвечает пастуху песней. Она поет о девушке, которая весело несет два венка: себе и любимому. Эта песня свидетельствует о том, что сердце Снегурочки готово открыться для любви.

Второе действие начинается песней гусляров о царе Берендее. Из нее узнаем, что правитель заботится, чтобы на его землях был мир: «Миром красна Берендея держава». За это ему слава. Эта песня создает первое впечатление о действующем лице, подготавливает к восприятию его.


В пьесе воспроизведено несколько обрядов, которые обязательно сопровождались песнями. Например, в прологе хор берендеев поет про Масленицу. Их песня дает возможность понять, когда примерно происходят события. Кроме того, она отображает суть обряда: люди пытаются прогнать зиму, прощаясь с Масленицей: «Завезем тебя в лес подале, чтоб глаза не видали». Масленице посвящено три песни. Так же песнями сопровождается праздник Купала и Седмика. Есть в произведении и свадебная песня.

Третье действие начинается песней девушек о венке для милого. Они поют, водя круги. Песня подсказывает, какие события будут происходить в этой части пьесы. В этой части Снегурочка обращается к Весне с просьбой сплести венок, который поможет ей полюбить.

Кроме перечисленных функций, песни выполняют и другие. Они придают действиям динамизма, оживляют их. Также музыкальные произведения обеспечивают плавный переход от одного действия или явления к другому.

Песни придают народный колорит, помогают создать атмосферу, соответствующую событиям. Например, ожидание восхода солнца сопровождается игрой. Девушки и парни поют друг другу шуточные строки. В конце песни парни-женихи берут своих невест за руки, а Берендей благословляет влюбленных.

Заканчивается пьеса песней Леля. Молодой человек прославляет Ярилу, а хор подхватывает и допевает.

Таким образом, песни в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» многофункциональные. Тем не менее, можно определить их главные функции: передача внутреннего состояния действующих лиц, создание атмосферы, воспроизведение обрядов, придание народного колорита.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • О чём меня заставила задуматься пьеса Островского «Снегурочка»?
  • Сказочное и реальное в пьесе Островского «Снегурочка»
  • Отзыв о пьесе Островского «Снегурочка»
  • Проблематика пьесы Островского «Снегурочка»