Роль пейзажа в повести Куприна «Гранатовый браслет»


Пейзаж в купринской повести «Гранатовый браслет» выполняет важные функции.

Пейзажной зарисовкой начинается все произведение. Образы мелкого дождика, грязи, свирепого урагана, бури, сирены, ревущей днем и ночью, рыбаков, чьи трупы повыбрасывало спустя неделю, помогают читателю понять, что финал повести будет трагичным.

Отвратительная дождливая августовская погода сменяется сентябрьскими тихими, ясными, теплыми, солнечными, безоблачными днями. Автор рисует осенние картины, демонстрируя время перемен. Смена пасмурной погоды на погоду солнечную символизирует данный Вере Шеиной шанс. Та страстная любовь к мужу, которая превратилась в обыкновенную дружбу, противопоставляется чистой и самоотверженной любви Желткова.

В день своих именин Вера Шеина «ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы к обеденному столу». Выделяются образы георгинов, пионов и астр, которые «цвели своей холодной, высокомерной красотою». Здесь посредством цветов демонстрируется характер главной героини.


Когда Вера Шеина встречается со своей сестрой Анной, которая совершенно на нее не похожа, героини начинают обсуждать морскую стихию. Анна говорит о том, что она любит море, так как оно волнует ее душу. Вера же говорит, что больше любит лес. Она не обращает внимание на то, что окружает ее. Таким образом А.И. Куприн проводит следующую аналогию: Вера Шеина не замечает и искренней любви Желткова.

Описание природы наблюдается и в эпизоде разговора Веры и Анны с генералом Аносовым, который раскрывает сущность истинной любви, с которой суждено встретиться не каждому. Разговор происходил, когда догорал «долгий осенний закат», а над головой были только звезды посреди черной ночи. С помощью пейзажа А.И. Куприн обращает внимание читателей на выраженные Аносовым мысли о том, что существует такая любовь, которую уже не могут испытывать многие мужчины, но о которой так мечтают женщины. Писатель убеждает читателя в том, что любовь Желткова к Вере Шеиной была именно той самой любовью, о которой говорит «дедушка» Аносов.

Можно сказать о том, что повесть А.И. Куприна имеет кольцевую композицию. Произведение начинается пейзажной зарисовкой, ей же и заканчивается. Прослушав композицию Бетховена, о которой упоминал Желтков в своем письме, Вера Николаевна обнимает ствол дерева, которое «мягко сотрясалось». В этот момент налетел легкий ветер, который зашелестел листьями, словно сочувствуя Вере. А.И. Куприн показывает, что природа – живое существо, способное сопереживать и сочувствовать человеку. Данный пейзаж помогает героине прийти к выводу о том, что Желтков простил ее.

Таким образом, пейзаж в повести выполняет несколько функций: во-первых, он предвосхищает предстоящие события, во-вторых, он характеризует характер персонажей, их взгляд на мир и на жизнь, в-третьих, он обрамляет все произведение (кольцевая композиция), в-четвертых, он выражает авторское мнение о происходящем и авторское отношение к действующим персонажам.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • В чём состоит сила любви? (по повести Куприна «Гранатовый браслет»)
  • Актуальность повести Куприна «Гранатовый браслет» в наши дни
  • История создания повести Куприна «Гранатовый браслет»
  • Отзыв о повести Куприна «Гранатовый браслет»