Роль пейзажа в начале рассказа в раскрытии характера Алексея Бирюкова (по рассказу Чехова «На мельнице»)


Во многих произведениях мировой литературы пейзаж играл важную роль для идейного понимания текста. В чеховском же рассказе «На мельнице» описание природы в начале произведения выполняет немного иную задачу, а именно, раскрывает характер главного героя. Проанализируем важные эпизоды в подтверждение этому.

Сюжет рассказа разворачивается осенью. Пейзаж дополнен с помощью эпитетов: «сырая» и «холодная». Можно сказать, что это некая авторская подсказка, позволяющая читателю понять: события в произведении будут разворачиваться довольно напряжённо.

Также писатель заостряет внимание читателей на том, что Алексей Бирюков одет не по погоде, на нём нет ни сюртука, ни шапки. Казалось, что он попросту не замечал холода: «Сквозь расстегнутую жилетку свободно проникала сырая мгла...». Так, первое впечатление о мельнике не из приятных. Это безразличный и угрюмый человек. Сразу становится понятно, что он угрюм и неприветлив: «Красное, мясистое лицо его по обыкновению было апатично и дрябло...». Далее герой проявляет себя уже во взаимодействии с другими персонажами, выражая равнодушие и к ним.

Например, видя, что напротив него трудятся два монаха, разгружая мешки с рожью, он начинает высказывать им свои недовольства. Мельник не думает о том, что его речь отвлекает людей от работы. Собственные интересы ему важнее. Вдобавок ко всему, высказывания в сторону Диодора и Клиопа он говорит в уничижительной форме: «Думают, что как монахи, в святые записались, так на них и управы нет». Хотя обвинения послушников церкви в воровстве рыбы были необоснованными, ведь река не являлась собственностью Бирюкова, несмотря на то, что он убеждён в обратном.


Пользуясь безропотностью и терпеливостью Клиопа и Диодора, Алексей продолжает браниться на героев, придумав новый повод. На этот раз он обвинил церковнослужителей в краже мешков с зерном: «...он вспомнил о каких-то его собственных двух мешках, которые якобы «зажулили» когда-то монахи...». На неожиданные восклицания Клиопы по поводу работы у хозяина, произнесённые им от отчаяния, мельник говорит: «А ты не езди!». Уверенность в том, что монахи никуда не уйдут основывается на безвыходности их положения, ведь поблизости мельницы нет, а зарабатывать на пропитание нужно: «...кроме тебя тут в окружности ни одной мельницы нет!». Оттого главный герой и равнодушен к негодованию Клиопа.

Те же черты характера проявляет Бирюков и с матерью. От отчаяния женщина приходит к сыну с просьбами о помощи, но тот непоколебим. Трагичная история про четверых голодающих детей брата Василия не трогает черствое сердце Алексея. Он становится более раздражённым и угрюмым: «Мельник молчал и глядел в сторону».

В финале произведения он всё же решается дать матери денег, но одного двугривенного недостаточно на то, чтобы прокормить семью. Проблема старухи так и остаётся ему безразличной.

Таким образом, пейзаж в начале рассказа играет важную роль в раскрытии Характера Алексея Бирюкова. Сразу становится понятно, что этот человек равнодушен не только к погодным условиям и к своему здоровью, но и к людям.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Сравнительная характеристика Алексея и Василия (по рассказу Чехова «На мельнице»)
  • Авторские ремарки в рассказе Чехова «На мельнице»
  • «Нравственный приговор» Чехова в рассказе «На мельнице»
  • Речь Алексея Бирюкова в рассказе Чехова «На мельнице»