Роль пейзажа в романе Тургенева «Отцы и дети»


Пейзаж – элемент художественного произведения, не влияющий на развитие событий, однако набор его функций достаточно богатый. Картины природы служат фоном, на котором разворачивается сюжет, помогают передать внутреннее состояние героев, акцентируют внимание на идейном звучании. В произведениях И.С. Тургенева пейзажи гармонично вписываются в основную событийную канву, выполняя одну или несколько из перечисленных функций. Исследователи утверждают, что картины природы, созданные Иваном Сергеевичем, сближаются с пушкинскими в плане психологической нагрузки, а с гоголевскими – в плане динамизма. Доказательства упомянутых особенностей можно найти в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Многие пейзажные зарисовки в произведении написаны в форме наблюдений путника, что придает динамизма. Посредством таких картин природы автор акцентирует внимание на мотиве дороги, который следует воспринимать не только в прямом смысле, но и в переносном как путь от старой эпохи к новой. В первой главе автор описывает то, что видит Аркадий, возвращаясь домой: бескрайние поля, высокий небосклон, небольшие леса и овраги, речушки с обрытыми берегами. На фоне прекрасной природы молодой человек замечает низенькие избушки, «покривившиеся сарайчики», церкви с отвалившеюся штукатуркой и наклонившимися крестами, мужичков в лохмотьях. Этот контраст позволяет создать символ крепостнического строя, который уже приходит в упадок.


Пейзаж завершается размышлениями Аркадия о том, что посреди весны летает призрак безотрадной зимы «с ее метелями, морозами и снегами». Зима в этом контексте символизирует пустоту, холод в душе Кирсанова-младшего, возникшие под впечатлением от небогатого края. Но упадническое настроение сохраняется недолго. Аркадий замечает, что весна вступает в свои права, будит природу, и в нем просыпается «маленький мальчик».

Пейзажи в романе «Отцы и дети» помогают автору раскрыть образы главных героев. Например, Иван Сергеевич описывает усадьбу Николая Кирсанова. Он обращает внимание на беседку, оплетенную благоухающими, разросшимися растениями. Этот элемент пейзажной зарисовки символизирует чистую, щедрую душу хозяина усадьбы. Совершенно другая усадьба Анны Одинцовой – с ухоженными стриженными елками, образующими целые аллеи, «оранжереи» цветов. Это все создает впечатление наигранности, искусственности, напыщенности. Если внимательней понаблюдать за жизнью женщины, напрашивается вывод о том, что жизнь Одинцовой, ее внешность и внутренний мир – такие же «показушные», как и ее сад.

Интересно наблюдать за восприятием природы героями романа. Например, Аркадий любуется пейзажами, находит в природе отдушину. Евгений Базаров не склонен к «пустому» созерцанию, тем не менее, в разговоре с возлюбленной он проводит параллель между людьми и деревьями. А еще лекарь признается, что в детстве его любимым деревом была осина, которая росла на краю ямы. Этот символический образ прекрасно отображает жизнь Базарова: одинокого нигилиста, который стоит на краю ямы старого уклада.

Пейзажи в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети» следует читать между строк. Только ток можно понять их смысловую и символическую нагрузку.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Отношение к женщинам героев романа (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
  • «Бунтующее сердце» (по роману Тургенева «Отцы и дети»)
  • «Отцы и дети» - философский роман
  • Мое отношение к Базарову (по роману Тургенева «Отцы и дети»)