Роль пейзажных зарисовок в романе Лермонтова «Герой нашего времени»


В большинстве частей романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» присутствуют пейзажные зарисовки, которые выполняют несколько функций.

Природа является фоном, на котором происходит действие. Описание Тифлиса, где знакомятся рассказчик и Максим Максимыч, описание Владикавказа, где рассказчик лично увидел Печорина, описание Тамани, где произошла встреча Печорина с контрабандистами, описание Пятигорска и Кисловодска, где Печорин взаимодействовал с «водяным обществом», описание казачьей станицы, где Печорин предугадал смерть Вулича, – все это помогает продемонстрировать место действия в отдельных главах романа.

Природа как фон помогает подчеркнуть наличие в романе черт направления реализма. Но природные описания занимают в романе важное место по той причине, что они являются одними из признаков направления романтизма.

Пейзажные зарисовки позволяют раскрывать образы рассказчика и Печорина. В первых двух главах – «Бэла» и «Максим Максимыч» – повествование ведется от лица рассказчика, который подробно описывает красоту природы, которая окружает его.


В главах, входящих в «Журнал Печорина» – «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» – повествование ведется от лица Печорина. То, что он довольно подробно описывает природу, обращая внимание на мельчайшие пейзажные детали, говорит о способности Печорина видеть красоту природы. Этой способностью Печорин отличается от тех, кто его окружает, поскольку они либо не замечают красоту природы, либо смотрят на нее слишком поверхностно. Восторженное отношение Печорина к природе говорит о том, что природа является одним из немногого, что хотя бы на немного дает Печорину удовлетворение от окружающей действительности.

Образы природы глазами Печорина помогают раскрыть его внутренний мир в целом и его настроение в отдельные моменты в частности. Смена «голубого и свежего» утра холодом, не греющими лучами солнца и серыми тучами демонстрирует изменение настроение Печорина до дуэли с Грушницким и после нее.

Пейзажные зарисовки являются способом предсказания событий. Спрятавшееся за холодные вершины солнце, описанное в главе «Максим Максимыч», намекает читателю на то, что встреча Максима Максимыча и Печорина пройдет холодно. Кратер вулкана символизирует неудачный финал отношений между Печориным и княжной Мери. Спрятавшееся в черной туче солнце, описанное в эпизоде погони Печорина за уезжающей Верой в главе «Княжна Мери», намекает читателю, что Печорин не сможет догнать Веру. «Полный и красный, как зарево пожара» месяц, описанный в главе «Фаталист», предвещает смерть Вулича, несмотря на осечку пистолета.

Образы природы помогают раскрыть характеры и второстепенных персонажей. Горец Казбич сравнивается с дикой кошкой, глаза Бэлы похожи на глаза горной серны, ундина похожа на русалку, буря, которую укрощает Янко, демонстрирует его смелость и храбрость. Те же персонажи, которые не обращают внимания на природу и не обладают способностью видеть природную красоту, живут жизнью, далекой до гармонии.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Мое отношение к Печорину (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Первое знакомство с Печориным (по роману Лермонтова «Герой нашего времени»)
  • Что роднит Печорина с главным героем романа Пушкина «Евгений Онегин»?
  • Тема судьбы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»