Роль предметно-бытовых деталей в пьесе Чехова «Вишневый сад»


В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» можно найти предметно-бытовые детали, которые выполняют в драматическом произведении важную функцию.

Важное место занимает образ ключей. Впервые данный образ появляется еще в 1-ом действии, когда говорится о том, что у Вари находится связка ключей. Ключи неслучайно оказываются у Вари, так как именно она напоминает заботливую и ответственную хозяйку имения, которая самостоятельно управляет им. Ключи символизируют власть над имением с вишневым садом, который в свою очередь символизирует помещичью Россию. В беседе с Аней Раневской Трофимов дает ей совет бросить ключи от имения в колодец и уйти. Трофимов дает Ане совет не заниматься имением, оставить прежнюю жизнь, отказаться от жизненного уклада, в соответствии с которым живет ее мать и другие помещики. Сразу же после того как все действующие лица узнали, что имение было продано, Варя, которая выполняла символичную роль ключницы, «снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит». Лопахин же со словами «Бросила ключи, хочет показать, что она уж не хозяйка здесь...» поднимает брошенные Варей ключи. Эта сцена демонстрирует смену владельцев – Раневские отдают ключи купившему имение Лопахину, помещики отдают ключи капиталистам. А.П. Чехов вновь показывает произошедшие общественные изменения.


Важное место в повествовании занимает образ портмоне Любови Андреевны Раневской. Сначала этот образ появляется, когда Раневская, рассуждая о том, что «вчера было много денег, а сегодня совсем мало», роняет портмоне, из которого выпадают деньги. И если сначала героиня случайно высыпает деньги из кошелька, то позже она осознанно достает из него золотой и дает прохожему. С помощью данного предметного образа автор подчеркивает неумение Раневской экономить и рационально тратить денежные средства. В четвертом действии показано, что героиня кошелек и вовсе отдала мужикам, аргументируя это тем, что она «не смогла». Это тоже подчеркивает гибель помещичьих устоев.

Важную роль выполняют предметно-бытовые детали из четвертого действия, которые сравниваются с теми же деталями из первого действия. В четвертом действии отмечается: «Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи». Отсутствие занавесок, картин и большинства предметов мебели вновь подчеркивает смену владельцев имения, которая символизирует смену помещичьей России на Россию капиталистическую. Особенно ярко отсутствие предметов быта бывших хозяев наблюдается при сравнении появившейся пустоты с детской, благодаря которой у Раневской возникают многочисленные воспоминания о прошлой жизни, в которой были и хорошие, и плохие моменты, и «дорогим, многоуважаемым шкафом», который был сделан «ровно сто лет тому назад». Все это подчеркивает гибель «дворянских гнезд» и переход власти в руки купца-дельца Лопахина. На это указывают и сложенные в четвертом действии чемоданы и дорожные узлы.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Ход времени в пьесе Чехова «Вишневый сад»
  • Своеобразие сюжетного построения пьесы Чехова «Вишневый сад»
  • Слуги в системе образов пьесы Чехова «Вишневый сад»
  • Образы-лейтмотивы в пьесе Чехова «Вишневый сад»