Романтические особенности баллады Жуковского «Светлана»


Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» представляет собой один из лучших примеров раннего русского романтизма.

Традиционно с главным признаком романтизма отождествлялось изображение исключительных героев в исключительных обстоятельствах. Такие люди – неординарные личности, с особенным умонастроением и мироощущением. Мечтательная созерцательность, чуткость к окружающей действительности удивительным образом сочетается в них с цельностью характера, внутренней убежденностью и ощущением свободы.

Именно такой предстает главная героиня Жуковского – Светлана. Эта хрупкая, застенчивая, робкая девушка, привыкла покорно выполнять божии заповеди и не роптать на судьбу. В то же время она обладает горячей, искренней убежденностью в своих принципах, неким твердым внутренним стержнем, помогающим не сбиться с ориентиров выбранного пути. Светлана самозабвенно верит в Бога и уверенно следует его стезей.

Светлана любит своего жениха всем сердцем, мечтает об их совместном счастье. Для нее ее собственная любовь – целый мир, в котором она проживает каждую минуту своей жизни. «Сердце дышит» только ее любимым, она не мыслит себя рядом с другим человеком. Если не суждено быть с ним, то лучше уж «умереть в грусти одинокой», либо все, либо ничего. Это – еще одна особенность, позволяющая ее отнести к типу романтической героини.


Автор акцентирует особое внимание на эмоциях Светланы, ее душевных переживаниях, она обладает отличной интуицией и очень тонко улавливает малейшие изменения окружающей действительности. Отправляясь на венчание с мнимым женихом из зазеркалья, она сразу чувствует неладное, несмотря на внешне благополучную картину. Интуиция помогает Светлане выстоять в самых сложных испытаниях: инстинктивно она все делает правильно и, таким образом, остается живой и невредимой.

Следующий характерный признак романтизма в балладе Жуковского – культ природы. Автор дает максимально подробное описание пейзажа, отражающего внутренний мир героини. Описание природы здесь буквально «предсказывает» дальнейшее развитие событий, помогает читателю проникнуться атмосферой таинственности. Очень подробно представлена метель, здесь она отражает настроение путника, выступает символом хаоса и смятения человеческой души.

Символика и образность – еще одна романтическая особенность баллады. Жуковский использует образно-романтическую систему: ночь, природная стихия, свеча, луна. Особый романтический смысл приобретает и смерть, изображаемая как средоточие ужаса, мрачная зияющая бездна.

Характерно, что Жуковский противопоставил в балладе белый и черный цвета, как некое противостояние темных и светлых сил. Традиционно, цветопись выполняла особую функцию в творчестве писателей романтического направления, так, например, у Жуковского она отражает мотив борьбы и противостояния, выполняет определенную идейно-художественную нагрузку.

Таким образом, произведение В.А. Жуковского совмещает целый спектр основных романтических особенностей, позволяющих его отнести к направлению романтического жанра.




Понравилось сочинение? А вот еще:

  • Цветопись и звукопись в балладе Жуковского «Светлана»
  • Художественные особенности баллады Жуковского «Светлана»
  • История написания баллады Жуковского «Светлана»
  • Отзыв о балладе Жуковского «Светлана»